Взаимодействие с нормами

Михаил Папуш

Не один раз писал, что момент перехода в школу является этапным для развития личности. Теперь , благодаря замечательным клиентам, досмотрел более подробно.

Дело в том, что на этом этапе меняется структура Эго. Если раньше власть и подчинение описывались (в основном) структурными отношениями Р - Д, то теперь "ведущее себя" Эго начинает ориентироваться (как мы не раз говорили) на социальную норму, а это меняет структуру самого Эго.

Ориентируясь на норму, Эго в своей собственной внутренней структуре должно иметь не только образцы этих норм. (парк таких образцов я отношу то ли к Самости, то ли к Супер-Эго, считая его структурной составляющей Самости. ( Но, в общем, не в термине дело), -- так вот, образцов норм мало, нужна еще волевая структура, обеспечивающая следование нормам. Некий, условно говоря, надсмотрщик. Не столько законодательная  (эта функция пока остается внешней), сколько "исполнительная" власть.

Ребенок, истово осваивающий эту структуру, естественно-конформен. Более того, поскольку речь идет об "исполнителе норм", ребенок склонен распространять "правомочия" этой структуры и во внешний мир: он начинает делать замечания  другим людям, если они не следуют принятым им нормам, стремится привести весь окружающий мир к соответствию.  Это тоже очень естественно, поскольку норма по смыслу дела должна быть всеобщей.

Этап нонконформизма наступит позже, аналогично "кризисам непослушания" по отношению к родителям. А еще позже, когда способность следовать и не следовать нормам будет освоена, социальная норма займет в структуре другое, более подчиненное место ("могу копать, но могу и не копать").

Но на этапе освоения нормативного поведения норма переживается как нечто мифо-мистическое, как за-предельный регулятор поведения. Так же, собственно, как до того (и, в случае фиксации, до старости лет) запредельными воспринимаются родительские ЦУ.

Понимание динамических напряжений этой структуры многое объясняет в  переживаниях и поведении так называемых "взрослых" людей.

У хороших психоаналитиков такое понимание, конечно, должно быть, но, поскольку нет специального языка для описания различия родительского и нормативного "ведения", то понимание это расползается в сложно-неопределенных описаниях. У нас же теперь есть для этого четкий и понятный язык, позволяющий гораздо более детально описывать структуру Эго и его развитие.

Не один раз писал, что момент перехода в школу является этапным для развития личности. Теперь , благодаря замечательным клиентам, досмотрел более подробно.

Дело в том, что на этом этапе меняется структура Эго. Если раньше власть и подчинение описывались (в основном) структурными отношениями Р - Д, то теперь "ведущее себя" Эго начинает ориентироваться (как мы не раз говорили) на социальную норму, а это меняет структуру самого Эго.

Ориентируясь на норму, Эго в своей собственной внутренней структуре должно иметь не только образцы этих норм. (парк таких образцов я отношу то ли к Самости, то ли к Супер-Эго, считая его структурной составляющей Самости. ( Но, в общем, не в термине дело), -- так вот, образцов норм мало, нужна еще волевая структура, обеспечивающая следование нормам. Некий, условно говоря, надсмотрщик. Не столько законодательная  (эта функция пока остается внешней), сколько "исполнительная" власть.

Ребенок, истово осваивающий эту структуру, естественно-конформен. Более того, поскольку речь идет об "исполнителе норм", ребенок склонен распространять "правомочия" этой структуры и во внешний мир: он начинает делать замечания  другим людям, если они не следуют принятым им нормам, стремится привести весь окружающий мир к соответствию.  Это тоже очень естественно, поскольку норма по смыслу дела должна быть всеобщей.

Этап нонконформизма наступит позже, аналогично "кризисам непослушания" по отношению к родителям. А еще позже, когда способность следовать и не следовать нормам будет освоена, социальная норма займет в структуре другое, более подчиненное место ("могу копать, но могу и не копать").

Но на этапе освоения нормативного поведения норма переживается как нечто мифо-мистическое, как за-предельный регулятор поведения. Так же, собственно, как до того (и, в случае фиксации, до старости лет) запредельными воспринимаются родительские ЦУ.

Понимание динамических напряжений этой структуры многое объясняет в  переживаниях и поведении так называемых "взрослых" людей.

У хороших психоаналитиков такое понимание, конечно, должно быть, но, поскольку нет специального языка для описания различия родительского и нормативного "ведения", то понимание это расползается в сложно-неопределенных описаниях. У нас же теперь есть для этого четкий и понятный язык, позволяющий гораздо более детально описывать структуру Эго и его развитие.

 

Не один раз писал, что момент перехода в школу является этапным для развития личности. Теперь , благодаря замечательным клиентам, досмотрел более подробно.

Дело в том, что на этом этапе меняется структура Эго. Если раньше власть и подчинение описывались (в основном) структурными отношениями Р - Д, то теперь "ведущее себя" Эго начинает ориентироваться (как мы не раз говорили) на социальную норму, а это меняет структуру самого Эго.

Ориентируясь на норму, Эго в своей собственной внутренней структуре должно иметь не только образцы этих норм. (парк таких образцов я отношу то ли к Самости, то ли к Супер-Эго, считая его структурной составляющей Самости. ( Но, в общем, не в термине дело), -- так вот, образцов норм мало, нужна еще волевая структура, обеспечивающая следование нормам. Некий, условно говоря, надсмотрщик. Не столько законодательная  (эта функция пока остается внешней), сколько "исполнительная" власть.

Ребенок, истово осваивающий эту структуру, естественно-конформен. Более того, поскольку речь идет об "исполнителе норм", ребенок склонен распространять "правомочия" этой структуры и во внешний мир: он начинает делать замечания  другим людям, если они не следуют принятым им нормам, стремится привести весь окружающий мир к соответствию.  Это тоже очень естественно, поскольку норма по смыслу дела должна быть всеобщей.

Этап нонконформизма наступит позже, аналогично "кризисам непослушания" по отношению к родителям. А еще позже, когда способность следовать и не следовать нормам будет освоена, социальная норма займет в структуре другое, более подчиненное место ("могу копать, но могу и не копать").

Но на этапе освоения нормативного поведения норма переживается как нечто мифо-мистическое, как за-предельный регулятор поведения. Так же, собственно, как до того (и, в случае фиксации, до старости лет) запредельными воспринимаются родительские ЦУ.

Понимание динамических напряжений этой структуры многое объясняет в  переживаниях и поведении так называемых "взрослых" людей.

У хороших психоаналитиков такое понимание, конечно, должно быть, но, поскольку нет специального языка для описания различия родительского и нормативного "ведения", то понимание это расползается в сложно-неопределенных описаниях. У нас же теперь есть для этого четкий и понятный язык, позволяющий гораздо более детально описывать структуру Эго и его развитие.

 

Не один раз писал, что момент перехода в школу является этапным для развития личности. Теперь , благодаря замечательным клиентам, досмотрел более подробно.

Дело в том, что на этом этапе меняется структура Эго. Если раньше власть и подчинение описывались (в основном) структурными отношениями Р - Д, то теперь "ведущее себя" Эго начинает ориентироваться (как мы не раз говорили) на социальную норму, а это меняет структуру самого Эго.

Ориентируясь на норму, Эго в своей собственной внутренней структуре должно иметь не только образцы этих норм. (парк таких образцов я отношу то ли к Самости, то ли к Супер-Эго, считая его структурной составляющей Самости. ( Но, в общем, не в термине дело), -- так вот, образцов норм мало, нужна еще волевая структура, обеспечивающая следование нормам. Некий, условно говоря, надсмотрщик. Не столько законодательная  (эта функция пока остается внешней), сколько "исполнительная" власть.

Ребенок, истово осваивающий эту структуру, естественно-конформен. Более того, поскольку речь идет об "исполнителе норм", ребенок склонен распространять "правомочия" этой структуры и во внешний мир: он начинает делать замечания  другим людям, если они не следуют принятым им нормам, стремится привести весь окружающий мир к соответствию.  Это тоже очень естественно, поскольку норма по смыслу дела должна быть всеобщей.

Этап нонконформизма наступит позже, аналогично "кризисам непослушания" по отношению к родителям. А еще позже, когда способность следовать и не следовать нормам будет освоена, социальная норма займет в структуре другое, более подчиненное место ("могу копать, но могу и не копать").

Но на этапе освоения нормативного поведения норма переживается как нечто мифо-мистическое, как за-предельный регулятор поведения. Так же, собственно, как до того (и, в случае фиксации, до старости лет) запредельными воспринимаются родительские ЦУ.

Понимание динамических напряжений этой структуры многое объясняет в  переживаниях и поведении так называемых "взрослых" людей.

У хороших психоаналитиков такое понимание, конечно, должно быть, но, поскольку нет специального языка для описания различия родительского и нормативного "ведения", то понимание это расползается в сложно-неопределенных описаниях. У нас же теперь есть для этого четкий и понятный язык, позволяющий гораздо более детально описывать структуру Эго и его развитие.

 

<< Вернуться на предыдущую страницу


Top