Свобода

Все, конечно, свободны. Я  бы еще добавил – чудовищно.

Прилагательное "чудовищно" рождается у меня в моменте восприятия во-первых достаточно большого количества ответов, которых каждый из нас может дать на вызовы своей текущей ситуации, и во-вторых, понимание того, что каждый из людей достигших минимального уровня самосознания имеет уже установленные связи с этим миром и другими людьми. Именно эти связи диктуют форму целесообразного поведения, поступка, выбора.  здесь противоречие, которое фокусируется вот этой растяжкой, между свободой, отсутствие которой порождает ощущение безнадежности Жизни и ценностью наших уже установленных Связей с собой, другими людьми и миром. Соблазнительно простое отключение одной из позиций, с целью избегания напряжения, ведет к Свободе ни для чего либо к невыносимости обусловленной жизни. В фокусе напряжения оказываемся мы, осознанно или автоматически дающие свои ответы на предложенные ситуации, создающие свой мир. Именно это трагическое всемогущество откликается у меня вышеназванным прилагательным

Наверное, ни для кого не секрет, что мы управляемы нашими представлениями о реальности. Тем, во что мы верим, тем, какой желательный образ себя у нас есть, и какими бы мы хотели себя видеть. (или внушенными нам представлениями о себе, о том что мы должны хотеть и тд. – про это можно еще несколько предложений) (здесь очень просится какой-то очень наглядный пример. Что-нибудь наглядное до абсурдности, может быть про то, как эта детерминированность сужает наши представления о реальности в противовес второму примеру, где человек в принципе разрешает и допускает практически все. Можно даже для наглядности оба примера про одно и то же)

Наши представления о реальности состоят из неосознанных или плохо осознаваемых установок, приобретенных в детстве. И здесь можно также говорить о нескольких слоях опыта. (и это сужает рамки представлений о себе, о реальности, тем самым ограничивает свободу бла-бла-бла)

(читая это 1,2,3…, ловлю себя на том, что иногда это про этапы и способы усвоения опыта, а иногда про то, как по-разному влияет на нас опыт, приобретенный в разном возрасте. Проблема не в том, что это “два в одном”, проблема в том, что нет переходов. Местами трудно расчленять, что имеется в виду)

(поскольку Вы делаете перечисление, под цифрой 1 я бы обозначила чуть подробнее обозначенные выше установки из раннего детства)

1. Опыт первых взаимодействий со структурой обучения и власти. Первый выход в социум. Школа. Эти установки находятся, как правило, в бессознательной зоне, но могут быть осознаны по сравнению с опытом раннего детства относительно легко.

2. Опыт первых эмоциональных и дружеских отношений со сверстниками, опыт первой любви.  Эти переживания значимы для каждого человека, и они представляют собой большую часть нашего эмоционального и чувственного опыта. Кстати, именно из этого слоя складывается существенный блок представлений о себе как о мужчине или о женщине.

Этот опыт находится в  осознанной зоне, то есть события вспоминаются легко. Но некоторая его часть  остается неосознанной и, как правило, переходит в эго-синтонные реакции. То есть человек поступает (реагирует) определенным образом, не зная, почему он так реагирует, но чувствуя себя в мире с собой или правым. (хочется раскрыть немного это утверждение про то, что это такое, откуда берется. Неплохо бы и пример)

Конечно, могут быть и неразрешенные  конфликты, когда вместо права поступать определенным образом мы переживаем вину за свои действия и стремимся ее скомпенсировать. Иными словами, вместо того, чтобы справиться с чем-то или отказаться от того, с чем справиться не получается, человек практикует нерешительность, внутренний конфликт и формирует более или менее достойное объяснение своему поведению. (про неврозы как способ справиться с внутр. конфликтом (?)

3. Период с 22-23 лет уже представляет собой развитие и углубление тех представлений о реальности, которые сложились на более ранних этапах. Происходит важный процесс связывания собственных представлений о реальности с самой этой реальностью, или точнее, с внешней реальностью. Связывается результат и индивидуальная ответственность за этот результат. Проще говоря, получается ли у меня то, что я задумал, и как к этому относятся значимые для меня люди. То, что у меня в голове, в психике, и то, что мы называем моими представлениями о реальности, начинает воплощаться в поступках и поведении. Внешняя реальность дает в свою очередь объективную и значимую по результатам обратную связь на эти наши поступки. Мы получаем возможность корректировать свое поведение и корректировать свои представления о реальности.

Осознаем и корректируем мы свои установки одновременно относительно двух линий: 

Линии адекватности уже идущим процессам. На красный свет лучше не ходить, тете говорить «здрассьте», денег до зарплаты вот столько…

Линии создания желаемого себя и желаемого мира вокруг. Чего добиваемся и к чему стремимся, куда живём…

Таким образом, начиная с этого возраста, у нас появляется возможность коррекции наших представлений или установок.

Мы выделяем также четыре зоны представлений о реальности.

1. Физическая или Природная зона. С этой зоной мы соединяемся через представление о возможностях нашего тела, их осознание. Я такой человек, что про диван и кино, или на велосипеде, или экстрим.

2. Социальная зона. Сюда входят наши отношения с иерархиями, вопросы власти, подчинения и сотрудничества. Какие отношения должны быть между начальниками и подчиненными? На каких условиях возможно сотрудничество? Каков мой реальный социальный статус, как его поддерживать и развивать?

3. Интимная зона. Какие люди входят в мое близкое окружение? Люди, которым я придаю такое же значение, как и себе. Каковы должны быть отношения ответственности? Насколько, и в чем я обязан нести ответственность за супругу? Моя роль относительно детей. Какие у меня представления о себе самом? Отношения дружбы. Что принято или не принято между друзьями? Есть ли у меня личная, только для меня, зона? Есть ли у меня место, где я восстанавливаю свои силы? Зона комфорта и восстановления. Зона нашего принятия себя и зона внутренних конфликтов.

4. Целевая или Духовная зона. Насколько моя жизнь соответствует моим же представлениям о том, какой она должна быть? Как она соотносится с теми общими принципами, разделять которые для меня важно и необходимо? (здесь для наглядности можно несколько видоизменить и использовать таблицу из статьи про страдание)

Дух нынешнего времени таков, что человеку позволительно иметь любой образ жизни, который он пожелает. Внешних ограничений, кроме уголовного кодекса, у нас нет. Все остальное правила достижения. Если вы решили это, то надо сделать вот так… Инструкции прилагаются.

Если мы движемся к результатам, пытаемся ответственно организовать свое поведение, то мы можем осознать свои базовые представления о реальности, соотнестись с ними, сделать выбор или выборы в желаемом нами направлении. Притом, что внешних жёстких ограничений у нас нет. Если мы что-то полагаем внешним, жёстким и обязательным – это, в конечном счете, то, что мы согласились признать жёстким и обязательным.  Исключением может считаться только уголовный кодекс и природные законы. Хотя и здесь мы также знаем о людях, преступающих закон; и начинающий йог вполне может не дышать три минуты.

Человек же имеет право  на любой выбор, его выбор может  критиковаться только в случае нарушения  законодательства. Во всех остальных  случаях человек волен поступать так, как он хочет, тем более, если он согласен нести ответственность за результаты своего поведения. Человек может сказать «Я так решил», и мы не имеем права оспаривать это решение. То есть, конечно, можем, но права не имеем. (сюда или в отдельную тему очень “просится” раскрыть “что есть выбор” и “выбор – ответственность”)

И всегда остаётся вопрос о  том, насколько осознанны те правила  и принципы, которыми мы руководствуемся, насколько они не противоречивы, и как эти правила соотносятся  с нашими целями и ценностями. Мы обнаруживаем себя в некоторой сетке представлений и связей, которым придаем определённое значение.

Эти представления и связи имеют важную составляющую следующего рода. Правила, принципы, воззрения с одной стороны ограничивают нас, но с другой стороны помогают фокусировать напряжение, необходимое для действия. Здесь необходимы наше «за» и наше «против». Вот это я, а вот это не я. Если мы теряем определенность в представлениях, то мы лишены необходимого напряжения и возможности совершать определенные целенаправленные действия. Начинают работать законы энтропии, разрушения. Никому бы, конечно, такого не хотелось…

© Все права на данную статью принадлежат  кандидату психологических наук Дмитрию Сергеевичу Тимофееву. Воспроизведение или копирование без разрешения автора  запрещено.

<< Вернуться на предыдущую страницу


Top