Совместность

Здесь представлены различные качественные уровне реальзации совместности. Вне этих уровней совместности нет. До первого уровня им еще нет друг до друга дела, после последнего им уже нет друг до друга дела.

Для анализа мы берем простую схему энволюции\эволюции, представленную 15 чжаном Дао-де-цзына.

Когда уходит Дао

Приходит Де

Когда уходит Де

Наступает Сыновний долг и почтительность

Когда уходит сыновний долг и почтительность

Наступает Смута

Тренинг направлен на исследование и проживание темы совместности в жизни людей.

На семинаре мы строим точную карту совместности. Она охватывает собой вопросы возникновения и развития совместных отношений. Особенное внимание уделяется тем задачам, которые приходится решать паре в процессе развития отношений.  Особое внимание уделяется стандартным, и повсеместным ошибкам, которые совершаются при переходе на следующий уровень совместности. В этом блоке мы исследуем тему манипуляций в совместных отношениях

Под совместностью мы понимаем близкие, эмоционально значимые относительно долговременные отношения.

Опыт практики показывает, что вопросы совместности между людьми порождают основную массу психологических проблем.

Каждый из нас строил более или менее договременную совместность и, помимо радости и глубины, которую дарят такие отношения, неизбежно сталкивался с вопросами о собственной ответственности и ответственности своего партнера, о регулировании личного времени не только за себя, но и за своего близкого человека, с разного рода зависимостями, с болью разрыва.

В конечном итоге у нас складываются определенные привычки и мнения о том какими должны быть мои отношения с другими людьми, что бы с одной стороны было не очень больно "если что", а с другой, что бы эти отношения как то грели.

Однако, человеческая жизнь не возможна без совместности на любом уровне, просто более глубокий и насыщенный опыт требует более плотной и значимой совместности, менее плотная совместность порождает менее значимый опыт.

Обнаружение, установление и развитие отношений совместности может быть знанием и искусством, а не только блужданием в потемках между риском остаться в одиночестве, но на свободе и быть вместе с кем то, но в отношениях зависимости. 

На чем основана, и как "складывается" совместность, тенденции в отношениях разрушающие совместность, невротические зависимости и сотрудничество, интимность в совместности, ответственность или вынужденность, плоды или результаты совместности, распад совместности, возможность новых оснований для прежней совместности.

На эти и другие вопросы мы постараемся ответить на нашем тренинге, но что более важно будем строить и испытывать построенные совместности в различных тренинговых ситуациях и живом общении.

1 Дао. Образование пары

Космос. Любовь. Они друг другу дверь в большее.

1.1 Случайность встречи. Не произвольность

Важно , что бы это "случилось". Что бы это не было сознательным решением. Тогда возникает доверие к процессу. Здесь важно то, что таким образом человек присоединяется к общинным формам мотивации. Что то, что происходит со мной и я часть этого. Присоединение к большему чем я могу решить из себя или мы каждый можем решить из себя. Включение третьей силы.

1.1.1 Упражнения

"Выбор пары" состояние свободы, открытости вступать в новые отношения. Включение третьей силы

Интимность и искренность, конечно, возможна в группе, Среди большого количества народа. Но это надо, либо совершенно особенные условия. (Сквот, Община. Длительная группа динамического характера) Но для этого нужны очень специальные условия. Пара гораздо легче достигает глубин взаимодействия именно за счет концентрации и более простой, по стравнению с группой, возможности получать глубокий совместный опыт.

1.2 Частность я для тебя, ты для меня

Здесь очень важно, что именно тебе, мне. Глубоко. Соственно под это собираются проекции. Глубокое созвучие.

Упражнение. Медитативное включение присутствия. Или упражнение из цикла "самость" "узнавание\принятие" после театра прикосновений.

Разделенность внутренних пространств

1.3 Источник реальности

Точка центр отсчета. Живая ценность. Энергетическое, силовое напряжение ценности, которое реализуется вовне. В одиночку человек может быть источником реальности только в том случае, если он гений. Как говорят юнгианцы, хороший контакт с личной анимой. То есть за чем человек делает то, что он делает. Автоматически это получается в паре, когда между. Обычно это называют тайной между двумя.

Горит огонь, в дом приходят друзья.

Упражнение.

2 Де. Благость. Личностный контакт. Договариваться

На этом этапе пара уже вступает в личностный контакт. Теперь они договариваются как они будут жить. Кто кому кто. Важно, чтобы эти договоренности были максимально открытыми. На сколько это возможно. Здесь определяется непосредственное наполнение ролей. Наполенене совместности. Форма сосуда.

В том случае, если не проделывается специальной работы берется внешняя культурная калька. То есть просто рожать детей. Квартира. В чем, конечно нет ничего плохого.

Простое упражнение.

Сколько пунктов в вашией договоренности. Количественно. И какие?

Конечно надо специально организовывать процедуру. Может не все сразу. Больше из обнаружения и проговаривания того, что обнаружили.

Возможно упражнение на коммуникативные навыки. Навык подачи противоречивых сообщений. Общая чуткость.

Когда пара не может проговорить что то существенное и напряженное, то как правило сваливаются в обиду\вину, или растерянность. То есть при хорошей скорости контакта можно на манипулятивныек слои и не сваливаться.

 

2.1 Открытость жизненных объемов

Важным является момент полного разделения жизни. Не в том смысле что они с Тамарой ходят парой... а скорее они прозрачны друг по отношению к другу. Прозрачны битийные объемы. На общем уровне люди просто ходят рядом и рассказывают друг другу всю свою жизнь.

Технически очень важно достичь положения при котором жизнь взамно прозрачна, но обговорены (установлены) места, где люди отдельно. Где решают свои личные задачи. Это может быть и работа и друзъя и хобби.

 

То есть решается вопрос КТО КОМУ КТО?

2.2 Определение направления жизни.

Куда живем, Куда вкладывам свои силы. Что делаем реальным. Какие планы, проекты. Внешнее. Если пара не принимает таких специальных решений, то она (пара) оринтируется на автоматические задачи. Жить, строить гнездо, рожать детей. Что в общем тоже не плохо. Но могут решаться и другие задачи. По крайней мене энергия парой на этом периоде генерируется большая и тонкая.

И так основной вопрос ЧТО МЫ ВМЕСТЕ ДЕЛАЕМ?.

2.3 Выявление-построение границ в паре.

Собственно близкий человек всегда представляет большую проблему, с одной стороны с ним связано много ожиданий, с другой стороны она (он) это не «я», и есть еще «мы», то есть вместе. И вот если «мы» вместе, и он(она) хочет одного, а она (он) хочет другого, то какие варианты сохранения совместности у них остаются:

«Она» может подавить свои желания ради «него» и наоборот, это называется «жертва».
«Она» может подавить «его» желания или наоборот, и из этого рождается  война или, психологически, манипуляция.
Они могут договориться. При условии что каждый из них может отказываться от себя в пользу другого, отстаивать свою позицию и при этом видеть партнера.
Договариваться пока еще можно, потому что близок "огонь" слой полного принятия"дао"

Если нести ответственность только за себя = одиночество. Исскуство нести сознательную ответственность за, но не за другого человека, а за что то, какие то конкретные дела, которые делаются совместно, за свою часть конкретных дел? которые делаются совместно.Там где мы несем индивидуальную ответственность - там мы одни. И это нормально.Где мы разделяем ответственность там мы вместе. Пос троение границ это исскуство разделения ответственности.

Упражнения на границу из гештальттерапии.

3 Сыновний долг и почтительность. Домострой. Делать вместе. Супруги.

Сотрудничество. Направленность на решение задачи. Совместность уже установлена, она находится в базе. Теперь можно заниматься тем что нужно, интересно. Жизнь реализуется в опоре на правила, которые были установлены в предидущем пункте. Наличие функциональной иерархии.

3.1 Доверие

Доверие проистекающее из практики отношений. 

4 Смута

Война. Пара не функциональна. То есть не справляется с теми задачами, которые решает. Может не справляться с простыми задачами.  Или с теми задачами которые были приходят специальной, берется были задач пары.

Необходимость прорабатывать позиции данного уровня заключается в том, что пока не будут выяснены содержания и переживания наличной ситуации - договариваться невозможно. То есть Прояснение феноменов уровня смуты представляет материал для того что бы передоговариваться.

Смута. Боевые действия в семье часто связаны с тем что с чем то мы не справляемся и вот вместо того что бы передоговориться, изменить ситуацию. Мы пытаемся подстроить под ситуацию себя или партнера.

4.1 Проективные ожидания

Смотрят друг на друга и напряженно молчат, ожидая, что другой сделает то, что каждый из них может сделать только сам.

Обычно является следствием плохо проясненных договоренностей на втором этапе развития отношений. Или Отсутствия передоговоренности в изменившихся обстоятельствах. (Рождение ребенка, смена работы). Не предусмотрены люфты, мальчик и девочка серьезно начинают жить вместе ((по 35 им) а куда мы будем девать потребность серьезнопотусоваться с друзьями, - не решили)

Ход простой. Напряжение, чего то не выполняется, смотрим что, - договоариваемся.

Неисполнение проективных ожиданий выражается в феномене глухой обиды друг на друга.

4.2 Избегание.

В том случае, если существуют невыполняемые (конфликтогенные) ожидания и одновременно существует установка на удержание статус - кво (равновесия), То кофликтные зоны будут "закрываться" то есть убираться, выноситься из контакта. Это приводит к уменьшению зоны контакта и повышению непряженности отношений.

Здесь есть принципиальный момент. Вполне возможно что ожидание "не по адресу". Они друг другу принципиально не могут дать требуемого (работа с внутренним ребенком). Надо определяться с зоной, в чем они могут быть вместе а в чем должны быть отдельно.

Направление работы - открытие возможности к определению отношений. Индивидуальному определеню и совместному определению. Как я влияю на тех, кто со сной связан, и как они влияют на меня.

Нарушение,- шизофреногенная стратегия. Самостоятельно развенчивать свое определение отношений, до того как оно будет произнесено.

Единственный вариант опоры - отрицательная эмоция спесь\гордыня. А за то я держусь и никогда не признаюсь в том, что мне плохо с тобой, потому, что это признание ничего не изменит. Ожидаю от тебя того же.

Упражнение. вспомнить где и кому я лгу. Любая форма лжи есть избегание.

4.3 Манипуляции

Отношения скрытые, не прозрачные. Для того, что бы выживать необходимо манипулировать собой и партнером.

Манипуляция как не согласие с реальностью существования «другого» или со своей «отдельностью»
Манипуляция как способ избегания изменений в отношениях и личных изменений, трансформаций.
Зона «борьбы воль», то есть в манипуляцию вкладывается страсть, за реализацию той или иной линии поведения в ситуации «мы» 

 

Пространство манипуляций  - неуверенность в отношениях и смешивание фактического плана и плана отношений. Если он не встретил вечером - значит не любит. Облегчение этого слоя выражается в том что пространство того, что они вместе выносится за рамки обычных дел. На сколько это возможно. Для этого необходимо понимание где они вместе, а где они сами решают свои задачи. Только после этого хода можно говорить о возможности выхода из пространства манипуляций

Манипуляции бывают активные и пассивные.

Количество ходов в манипулятивных стратегиях пары может доходить до 15.

Упражнение "Пробивающие (любимые) манипуляции"

Работа с чувством вины "уточнение"

 

На наших занятиях мы будем рассматривать такие факторы разрушения человеческих отношений как манипуляция и ложь. При всем различии этих двух явлений в основе обеих лежит невозможность справиться с чем -то в другом человеке и с чем то в себе.
Ложь мы берем в одной из возможных форм, а именно в форме осознанного говорения не правды или утаивания части относящейся к делу информации близким людям с любой целью. (Уберечь себя, не тревожить близкого, как выражение недоверия, отказ испытывать последствия честности и т.д.)

Под манипуляцией мы подразумеваем возникающее в близких отношениях не согласие людей друг с другом, противоречие любого рода и попытка разрешить противоречие, добиться своей цели не прямо вне ситуации открытого обсуждения противоречия. Желательно, что бы тот кем манипулируют не догадывался о факте манипуляции. Манипуляция может быть более или менее осознанной.

Теоретическое описание уровня работы.

В том случае, когда мы говорим о психическом опыте и о способах взаимодействия с ним, мы можем наблюдать несколько уровней существования этого опыта.
Собственно вопрос о теоретическом обосновании существования этих уровней и описание их функций вызывает у меня попеременно то истерическое хихиканье, то угрозу нервного истощения, но не равнодушие, нет!

Однако существование этих уровней и принципы их разделения интуитивно, а так же на уровне простого здравого смысла, воспринимаются вполне достоверными. Слово «опытЛ, а так же словосочетание «уровни опытаЛ, как нам представляется, не вполне отражают всю специфику процессов делающих возможными существование соответствующей феноменальной представленности.

Тем не менее. Давая приблизительное, весьма, описание, можно назвать эти уровни или слои способами встречи и специфической обработки данных опыта, и одновременно его, этого опыта, способом формирования. Пространства слоев различны. В жизни своей они отвечают и находятся во взаимодействии с очень разными вещами. Так же о них можно сказать то, что они самодостаточны, но находятся друг с другом в отношениях. Самодостаточность выражена в их бесконечности, то есть обьем феноменов каждого слоя бесконечен и замкнут, феномены могут воспроизводиться бесконечно, не нуждаясь ни в чем ином кроме себя. И в тоже время между слоями существуют отношения совершенно конкретные, более высокий слой существует на основании материала более низкого и управление, волевое, пред идущим слоем возможно только с последующего.

То есть саморегуляция на каждом из отдельных слоев возможна и происходит например вот так. Страх не дает голоду себя реализовать (поесть), уменьшение страха, по каким то причинам, делает возможным выход голода на передний план, то есть голод принимается к поведению, насытились – опять бояться и т.д. В этом, на пример, их бесконечность. Но не есть, так как принято соответствующее решение, находясь на этом же слое невозможно. Собственно соответствующее решение принимается только на следующем по отношению к предыдущему слое.

Первый уровень это напряжение возникшее в ситуации значимого взаимодействия между «яЛ человека как способности управления собственным поведением и тем, что дано нашему «яЛ в качестве материала для ориентации. Это напряжение переживается как физиологическое возбуждение с положительным или отрицательным катексисом. В том случае, если причина напряжения не сознается достаточно долгое время, из за сопротивления сознаванию, которое тоже разворачивается на этом уровне как мышечное сдерживание возбуждения, возможны телесные заболевания разных уровней сложности.

Второй уровень - это сознавание природы, причины и содержания переживаемого возбуждения. То есть человек понимает, почему его трясет и что собственно происходит, с какой ситуацией это напряжение связано. Как правило ситуация нереализуемого возбуждения бывает связана либо с личными проблемами либо с проблемами взаимоотношений с другими людьми. Если проблем нет, то возбуждение легко сознается, и также легко за тем переходит в действие. Если при наличии возбуждения действие невозможно, то это значит, что либо с нами происходит что то неподобающее моменту, либо совершение действия будет что то менять в наших отношениях со значимым другим. И соответственно на этом уровне и существуют игры и скриптовые решения. Второй уровень это сознавание себя в контексте отношений с собой и значимыми другими и здесь, в случае отказа от свободы “другого” происходит (по определению М.П.Папуша) борьба воль за возможность реализации того или иного действия, то есть не само действие, а возможность или не возможность данное действие осуществить.

Давайте посмотрим возможную последовательность взаимодействия в парном взаимодействии.
Ей хочется вечером встретиться с подругой, он против, не хочется ему этого. Таким образом, если она пойдет в гости, это будет значить, что она не приняла во внимание его нежелание этого действия и они не вместе и она не обращает на него никакого внимания, если она осталась дома, то наступает на горло собственной песне и ради него не следует своему желанию. Ни тот ни другой вариант понятное дело ее не устраивает. Значит надо сделать так, чтобы она пошла в гости, а он “сам?!” захотел ее туда отпустить. Эта задача и решается при помощи инструмента игры, описанного у Э. Берна.

Второй слой это уровень манипулятивного взаимодействия направленного достижение возможности реализовать свое желание и сохранить при этом неизменным контекст отношений. Цель достигается в принципе движениями манипуляции направленными либо на партнера либо на себя. На втором слое контакта, речь идет об активизации натуральных механизмов, то есть он согласился что ей можно пойти на встречу с подругой, потому, что его напугали, убедили, показали его пользу и в силу этих вещей и стало возможным согласие. Соответственно он в этой ситуации не отдельный “другой”, но значимый фрагмент ее поля, отношения с которым она хотела бы оставить неизменными. Он “ее”.

Третий слой это собственно выход к “другому”, отсутствие манипуляций, видение и сознавание собственной позиции и позиции значимого “другого”. Здесь есть обращение и ответ. Собственно это и есть коммуникация, обговорено может быть все от деталей, до возможной смены контекстов взаимодействия. Для того, чтобы идти по этому пути необходимо быть готовым к трансформации, само изменению, тогда когда на втором, манипулятивном уровне взаимодействия трансформации как раз и не происходит. Если соглашение достигнуто, то хорошо, если не достижимо, то в силу вступает четвертый слой с экзистенциальной проблематикой.

Четвертый слой представляет собой контакт человека с данностями его существования. Это уже не внешняя либо внутренняя коммуникация, но переживание обнаруженных фактов. Свобода, одиночество, смерть, выбор, ответственность. Понятно, что если человек не переносит, не готов встретить собственное одиночество, то возможностей вступать в мета коммуникативные отношения относительно например совместности с “другим” на третьем слое у него достаточно малы, и как только ситуация поставит под вопрос рамку совместности, то человек автоматически окажется на втором уровне и примется манипулировать собой и партнером по общению. Также следует отметить то, что экзистенциальные модусы не абстрактны, но наполнены содержаниями слоя третьего. Соответственно проход через слой невозможен, нельзя попасть по второго на четвертый, так как на втором слое причиной страдания выступает либо другой, который не подчиняется, либо сам у которого ни как не получается. Соответственно себя и другого надо купить или напугать, в этом случае жизнь человека не приобретает индивидуальных качества, которое формируется относительно “другого”.

Если четвертый слой это работа переживания контакта человека и фактов его существования, то пятый слой принадлежит тому, кто работу эту делает, то что остается в нас в результате работы на слое четвертом. Интуитивно ясно, что есть глубина переживания и след переживания, пятый это след, результат хорошо или плохо сделанной работы или вообще не сделанной, что конечно тоже оставляет свой след. Феномены пятого уровня это то, чем мы выходим к экзистенциальным переживаниям. Соответственно мы можем быть больше или меньше готовы к встрече собственной свободы, смерти, одиночества и т.д.. Также может наблюдаться явление не соответствия сложившейся личностной позиции каким либо параметрам наличной ситуации.

Темой нашей практической работы будет являться второй слой. То есть причина возбуждения уже сознается, но эту причину нет возможности обсудить, вынести в зону контакта.

Программа

Ложь и манипуляции являются разными механизмами, преследующими одни и те же цели – избежание изменения значимых отношений

Для чего я хочу работать ложь и манипуляцию???

Манипуляция :

1. Манипуляция как способ избежания изменений в отношениях и личных изменений, трансформаций.
2. Зона “борьбы воль” за реализацию той или иной линии поведения в ситуации “мы” в условиях слияния. Осуществление одностороннего контроля над отношениями.(Двойная связанность)
3. Манипуляция как не согласие с реальностью существования “другого” или со своей “отдельностью”

Практика

1. Отличия манипулятивного и “справляющегося” поведения
2. Направления и формы манипуляций. Соблазнение, давление, отрицание существования. Примеры манипулятивного поведения. Мои.

Манипуляция.

Выделение манипуляции, которая является значимой. Пробивает. Точное Формулирование манипуляции.
Набор примеров манипуляций в групповом режиме
Обратимость манипуляции
Переживание с которым человек не справляется. Выделение послания в это место
Переживание
Формулирование ответа
Работа с манипуляцией идет так. Если третий слой – это выяснение значения. Договоренность. То в примере наличествующей манипуляции мы уже сталкиваемся со сложившейся манипуляцией. Соответственно выяснение формы. То есть манипуляции, которая на тебя направлена и прочтение послания, которое в этой форме зафиксирована. Выход на пятый слой. Формулирование ответного послания.

 

Ложь

Почему ложь?
1. Ложь – наиболее часто встречающийся патологический феномен в значимых отношениях
2. Механизм лжи достаточно прост для понимания, и полученные знания могут быть использованы в жизни
3. Легко различимые моменты лжи, могут быть использованы для действительного развития близких отношений

Направления работы с ложью.


Оживление контактной границы подразумевает два направления работы
1. Расширение контактной границы. Работа на углубление отношений, включение в отношения скрываемого, значимого содержания фактического характера.
2. Установка контактной границы. Работа на разделение. Здесь мое дело. Формула. Я не говорю ни правды, ни лжи, я просто отказываюсь с тобой это обсуждать (сейчас, в такой форме) введение фактичности относительно отношений. Изменение отношений. Важно отрабатывать возможную связь позиционных и фактических феноменов. (Если я меняю позицию, это не значит того, что, на пример, я тебя не люблю)

4.4 Практика отрицательных эмоций

Основные позиции:

Эмоции определяются как: Мажорные, минорные и отрицательные. Мажор - радость, любовь, счастье, минор - горе, страдание, печаль и т.д, отрицательные –мстительность, ревность, «праведный» гнев, или негодование.

То есть, уместны эмоции соответствующие нашей ситуации. Когда счастье, когда горе, или гнев. Мы опираемся на чувство и справляемся со своей жизнью. В том случае, когда эмоция закручивается сама на себя. Брюзжание старика, или все уже давно едут, а от все успокоится не может по поводу того, что дочка отказалась одевать ЭТО пальто. Эмоции, которые приковывают к себе и заставляют переживать себя снова и снова.

Развитие личности человека (в нашем случае способность встречать, пререживать, справляться с разнообразными проявлениями реальности), происходит относительно нескольких магистральных линий развития.

Остановки в развитии, которую фиксируют отрицательные эмоции. Ведут к феномену недовзросления. Которые в частности проявляются в том, что человек «не держит» предложенной ситуации, не может справиться с напряжением возникающего контакта и начинает либо выяснять отношения с собой и с другими (самооценка, оценка другого, манипуляции, требования соответствия и т.д.), либо, оказавшись окончательно фрустрирован, - впадает в транс (полный или частичный сброс контакта). В данном случае, отрицательные эмоции представляют собой привычный способ организации динамики протекания возбуждения-интереса- смысла в данной ситуации. Формирование отношения к себе и к миру как обьекту приложения сил. Такая установка порождает трансовые состояния разообразные формы сбрасывания напряжения предлагаемые цивилизацией, телевидение, азарт, опьянение, агресиия, секс, еда. В жестких формах тяжелый невроз переходящий в психоз.

Мотивация, принципы недостатка и избытка.

Мотивация - движущая сила.

·   Базовая мотивация основана на двух движениях, движение притяжения (то, что нужно) и движение отталкивания (то, что не нужно).

·  Центром мотивации всегда является целостность организма, даже в случае, когда окружающий мир предоставляет сигналы которые прочитываются как повод для реагирования \мотивирования\.

Могут быть подробно рассмотрены зоны и динамика развития мотивационной сферы в реальности существования сомы, этоса и эго синтеза. Целостность не всегда полностью включена в сознание. Но мы говорим всегда о том, что происходит, соттветственно целостность, это какие, то реальные связи, которые сейчас просто не осознаются.

·   На этом уровне мотивация проявляется индивидуально обоснованно. Подкрепленная чувством, когнитивной сферой, динамикой реального поведения.

·    Другой тип мотивации обоснован так называемыми отрицательными эмоциями.

·   Характеризуется более или менее заметным зависанием в ситуации контакта, и ожиданием того, что посредник “выполнит свои обязанности”

·   Это способ мотивации не имеет никакого отношения к реальности, он имеет отношение к процессу устанавливания действительности.

·   Реальный выход отрицательные эмоции имеют только в коцепцию себя и мира у человека.

·  Отрицательные эмоции пассивны по определению и узнаются по признаку пассивности.

·  Принцип управления - контроль и манипуляция внешним и внутренним миром (опытом) в стремлении к безопасности (отсутствию тревоги).

·  Ведущее чувство - невротическая тревога. Положительный опыт понимается как наименее тревожный. Отрицательный опыт - который вызывает или ведет к повышению тревоги.

·  Нужда в сильных эмоциях, при преимущественном нежелании и невозможности  нести за них ответственность. Способствует процветанию суррогатов в области впечатлений.

·  Необходимость выбора с надеждой на то, что выбор будет окончательным. Необходимость корректирующего данный выбор поведения на протяжении действия выбора. Остается место контроля.

·  Выраженное чувство не является самим собою, оно является символом чего- то другого. Любовь для того, чтобы любили, или почувствовать себя  в безопасности. Недостаточное.

·  Отсутствие возможности развития опыта. В силу того, что самость (опыт) является не тем, что лежит в основании опыта, а тем, что регулируется. 

Работа с отрицательными эмоциями требует некоторой глубины пребывания, это не поверхностная тема.

Признаки и проявления отрицательных эмоций.

Ощущение некоторого «пробоя», срыва некоторого запрета. Очевидно, что отрицательные эмоции относятся к сфере «нельзя», когда мы каким то образом не выдерживаем. Появляется некоторое специфическое удовольствие. В руках «запретный плод». При чем это ситуативно. Мы можем знать - догадываться, что выражение данного конкретного чувства это далеко не лучшее, что мы можем сделать в этой жизни и нам за него будет потом не так, не гармонично. Но все равно делаем. При чем выражение отрицательной эмоции может проходить не только по линии собственно эмоций (прищучить, позлобствовать, погордиться, обвинить и т.д.), но и в сфере интеллектуализацией и манипуляций.( соответственно: защитные интеллектуализации и манипулятивные действия: вторичные пристрастия, курение, алкоголь.)) Все это обладает привкусом «запретного плода».

Особая грязноватая власть над собой или над другими. (Власть истерики, затягивающей сентиментальности, «опущенных рук» например, и т.д.) При чем эмоция может быть как агрессивная так и депрессивная или маниакально - радостная. Каким то образом все это устроено так, что ближним вроде бы и нечего противопоставить этой все сметающей волне.

Считается, что переживание и проявление отрицательных эмоций это и есть настоящая эмоциональная «жизнь». Что то кипящее и бурлящее.. Во всяком случае, по отношению к полному отупению это может показаться, что это действительно какая-то жизнь.

Практика отрицательных эмоций, в случае перекрывания одной из основных жизненных линий, обладает также следующей особенностью. Она порождает психо - эмоциональный комплекс (комплекс в юнговском смысле). Ощущение того, что все, что делается это не настоящее, понарошку, несерьезно, как будто бы какая то подготовка к возможному (слово «возможно» здесь важно) настоящему действию. Яркое ощущение, есть какие то они, (взрослые, настоящие люди) которые занимаются «настоящим» делом. Чувство не плодотворности.

Отрицательные эмоции требуют выражения. Для того что бы их останавливать требуется специальное усилие.

Специфическая грязь. Отрицательные эмоции собственно живут в некоторых цепочках. Угрюмое недовольство собой порождает суетливую и ложную заинтересованность в мире, такая заинтересованность ничего не порождает и опять угрюмое недовольство.

Выделить ведущую отрицательную эмоцию в само восприятии по вкусу. Замотанность, гнусное собой недовольство, растерянность. Отсутствие перспективы. Это как будто мстя такая, если говорить о том, что отрицательные эмоции сформированы в коммуникативном пространстве.

Отрицательные эмоции отличаются специфическим признаком «истерической справедливости» Ажитация своеобразная: « Ведь он действительно выпил пива и я имею право!!! устроить ему выяснение отношений по поводу того, что он не обращает внимания на мою жизнь и т.д.»

Идеология

В любой осмысленной практике (Христианской, буддийской, суфийской, эзотерических практиках четвертого пути) утверждается, что отрицательные эмоции основное препятствие на пути к формированию и переживанию действительной эмоциональной жизни, причина и способ реализации не подлинности жизни и т.д. Но во всех этих направлениях подчеркивается, что работа с отрицательными эмоциями  - это эзотерическое знание и занятие. Что это значит.

Прежде всего, это знание очень легко перепутать с общественными, культурными установками по этому поводу. Действительно в обществе считается, что практика отрицательных эмоций - дело плохое. Но ... все мы люди и т.д. Таким образом, этические установки бесполезны, хотя до некоторой степени сдерживают практику отрицательных эмоций. Некоторое культурное противоречие. Выражать отрицательные эмоции вроде бы как нельзя, и подавлять их нельзя тоже. (Психологи и врачи так говорят) Компромиссным ответом на это противоречие в культурных установках выступает практика отреагирование. (Резинового начальника палкой побить, квейк погонять, порнуху посмотреть и т.д.) Такие вот социально приемлемые формы отработки отрицательных эмоций.

Так же можно отметить, что та инстанция (субличность), которая занимается подавлением отрицательных эмоций на них и построена. (С чувством глубокого внутреннего удовлетворения искоренять в себе зло и т.д.)

Эзотерический взгляд на отрицательные эмоции заключается в том, что нет никакой действительности, которая могла бы соответствовать и порождать отрицательные эмоции, то есть нет предмета. И в этом смысле отрицательные эмоции представляются некоторой иллюзией. Опасного, и иногда смертельного характера. Но относится к ним надо серьезно, гораздо серьезнее, чем эти эмоции запрашивают.

Также, как мы с вами выясним, отрицательные эмоции представляют собой «борьбу воль» за осуществление суггестивного указания. Говоря проще - выяснение отношений между людьми. И собственно реализация, разворачивание отрицательной эмоции происходит в сфере воли. Сколько сил и энергии люди направляют на; -  добиться что бы, послушался, доказать ей (ему) что не права, оправдать себя в своих глазах или в глазах своего партнера, выяснить кто тут главный и т.д. То есть борьба лишена реального предмета, борьба идет за саму возможность наличия такого или иного предмета. То есть происходит борьба воль. Получается следующее. Конечно, мы можем сказать, что человек, который умеет «настоять на своем» , это «волевой» человек, и это действительно так, потому, что воля, и об этом говорит нам наша интуиция, действительно бывает задействована в подобных ситуациях, но это воля противопоставления и борьбы , и с некоторой точки зрения не важно кто побеждает если при этом гибнут люди. Мы говорим сейчас не о возможном «моральном» запрете на конфронтацию, которая в принципе является неизбежным действием трансформации, сколько о том, что выходом из глухой конфронтации является энергетически насыщенное значимое сотрудничество, и наоборот ситуация «борьбы воль» подразумевает подчинение одной воли другой. (Даже если он (она) будет принимать решение, я буду тем (той), кто позволил (а) ему (ей) это сделать. И позабочусь о том, что бы она (он) про это слегка догадывался (лась), ну так немножко, чтобы не зазнавался, а впрочем мы друг друга конечно любим и т.д.) Соответственно возникает много мест приложения для «воли противопоставления» и это создает очень плотную психо эмоциональную атмосферу, своеобразную занятость, туда же добавляется мнение человека о том, что собственно он (она) волевой человек и с этим местом у него (нее) все в порядке. А если не в порядке, то опять же надо просто научиться бороться (противопоставляться и выигрывать) и все тут. Таким образом на обсуждаемом слое, относительно воли мы имеем или ошибочную стратегию, или отсутствие ошибочной стратегии и страсть оную, ошибочную стратегию, приобрести (мускулов каких ни будь поднакачать). А собственно путь в эзотерическом смысле, связан с совершенно другим принципом применения воли, который, на пример описан в концепции недеяния, что не означает бездействия, или концепции смирения, что опять же не означает податливости или попустительства. Но до тех пор, пока воля оформлена, задействована в отрицательных эмоциях, то возможности начала движения по пути у человека нет. Именно потому в действительных духовных практиках работе с отрицательными эмоциями придается столь большое значение.

Как можно заметить принцип отсутствия отрицательных эмоций в эзотерической практике выдвигается не как абстрактное моральное требование, за выполнение которого следует обещание «будешь хорошим», но вполне конкретное предписание технического характера, если вы будете допускать отрицательные эмоции, в вашей жизни будет то-то и то-то, а этого не будет. Вот и все.

 

Теория

С точки зрения коммуникативного описания отрицательные эмоции формируются следующим образом.

Направленная на человека суггестия (внушение) может быть исполнена или не исполнена. После того как суггестия принимается ко вниманию и исполнению это формирует особенную, следующую реальность. Суггестия может быть принята или не принята и решение принять или нет формирует свою действительность. Но существует момент, когда суггестия уже отправлена, а ответа еще нет. Или ответ уже есть, но он не принимается таковым. И здесь формируется промежуток в котором никакой действительности нет, а есть, например, борьба воль за выполнение или не выполнение суггестивного указания. Пример. Я ему говорю сделай, а он мне сделаю если ты мне сделаешь, а я ему, как же я это могу сделать, когда у меня..., и т.д. Завис в этом промежутке, между действительностью и действительностью может длиться от нескольких секунд до десятилетий. (Уже давно вырос, но до сих пор спрашивает у авторитетных людей что же ему в этой жизни делать, а если кто предложит, то сначала попробует, потом разочаруется и во всем обвинит того, кто посоветовал....) (Мама может не купить ребенку мороженного и ребенок может клянчить неделю и больше. При этом он будет жить не в реальности, где мама купила или не купила ему мороженного, а вот в такой не существующей действительности где он клянчит, канючит и т.д. И когда мама купит это мороженное, то это будет не то мороженное, или сейчас уже поздно и т.д. Маму ведь тоже надо наказать)

Предположительно как это формируется. Сначала ребенок дает простую негативную реакцию, затем обнаруживает какое воздействие на родителей эта негативная реакция оказывает и начинает пользоваться ей целенаправленно. Я не тебе, я маме плачу. Таким образом отрицательная эмоция, даже если это не всегда видно, является обращением манипулятивного характера.

Соответственно, два типа обращения, просящее и требующее. Это эмоциональное давление в рамках несуществующей действительности, в которой суггестор отказывается принимать реальность несостоявшегося исполнения его суггестии.

Это похоже на принцип игр по Берну: зависание в контр-контр-суггестии фиксируется само по себе , и практически исчезает задача исходной суггестии, добиться чего - то, а остается только стремление сохранить саму ситуацию. Тип собаки сверху и собаки с низу. Собаке с верху не нужно выполнение ее указаний, всегда наготове фразы типа того, что ты опять, конечно не справишься. А собака с низу принимает указания не для того, чтобы выполнять.

Соответственно мы попадаем в любопытную ситуацию. Собственно ситуация до отправленной суггестии и после ее принятия и не принятия вполне может быть просчитана, систематизирована и вполне структурна. До того, как мне предложили сделать это я делаю что то свое, после того как я согласился я делаю это, если я не согласился я это не делаю. И все более или менее понятно. Там работают вполне видимые закономерности. Но если я отказался делать это, а мой партнер не согласен с моим отказом  и не давая мне перейти к собственным делам продолжает на меня давить, упрашивать, обижаться, умолять и т.д., то дела, которое может быть рассмотрено не существует, не существует объективности. Сплошная борьба воль за осуществление суггестий. Но ущербных. Я не могу принять отказ и продолжаю заставлять, другой не может со мной согласиться выполнить то, что мне надо, и , как правило, не может принять то, что он не может со мной согласиться, не удобно ему (или ей) с любимым (например). То есть в этом случае, взаимного или личного не согласия с происходящим, воля направлена на удерживание, фиксации ситуации. И в данном случае принятие решения детерминировано не согласием с происходящим. И лучшее, что можно сделать в такой ситуации это вернуть все назад, до отправления суггестии. Там двойная растяжка. С одной стороны опасно и не хочется нарушать уже сложившиеся отношения (слияние) с другой существуют потребности, которые требуют своей реализации, но их исполнение связано с согласием или не согласием близкого человека. Соответственно: если я исполняю свое желание, то мы не вместе с близким человеком, если я не исполняю свое желание, то я не исполняю свое желание, но мы вместе с близким человеком. И отрицательная эмоция выступает средством давления и регуляции поведением своим или близкого (значимого) человека в ситуации лишенной предметного наполнения. Другое, плодотворное проявления воли связано с принятием ситуации и принятием решения. Близкий человек отказывается выполнить просьбу или указание. И вместо того, чтобы настаивать на своем, может быть годами и мстить, включая факт его отказа в возможно манипулятивные отношения в грядущем. Просто принять его отказ и принять собственное решение, в которое отказ близкого человека будет входить просто фактом, одним из пунктов той действительности в которой вы сейчас находитесь.

Таким образом, к-кс-ккс разрыв является местом для проявления воли. Не обнаружения логичной динамики, которую надо увидеть и опереться на нее в принятии решения, а чистого проявления воли. Когда мы забываем об этом то наступает место всяческим раздумьям о том: - а насколько я люблю другого человека для того, что бы принять его (ее) суггестию. И оправдывая любовью свое подчинение мы используем живую любовь не по назначению, что конечно, делает нашу жизнь неподходящей для Ее присутствия.

 

Уровни фиксации отрицательных эмоций.

Первый уровень связан с отрицательными эмоциями, так сказать, «по привычке». Человек уже живет в действительности, где ему не надо доказывать первой возлюбленной, например, что он ее достоин и выполнит всякое ее желание несмотря на себя. У него уже спокойные и достойные любовные отношения с рядом прекрасных дам. Но наступает некоторый «пробой», человек себя плохо чувствует, или у него какие ни будь неприятности и вот он ходит за какой ни будь своей любимой женщиной и слабым голосом спрашивает: - «А ты меня любишь?». И она отвечает ему: - «люблю мол тебя». И вроде бы все хорошо, но почему - то этот ответ не кормит, не насыщает. Более того, когда получен ответ, вроде бы такой, какой надо, а человеку только хуже становится. Движение здесь заключается в том, чтобы попробовать просто не задавать этот вопрос, «не тянуть эту лапу». Динамика фиксации отрицательной эмоции требует выражения ее и ответа на нее, тогда она фиксируется и получает свое развитие В полном соответствии с классикой - Чесать где чешется. При чем, если отрицательная эмоция уже выражена, то даже если на нее не будут отвечать, все равно это будет истолковано как ответ. (Я ее спрашиваю про любовь таким проникновенным голосом, а она мне молчит. Ужас то какой). Если нам повезло и в данный момент времени под эту отрицательную эмоцию нет специфических отношений с близким человеком, то есть они не фиксированы в пространстве отношений. То есть мой близкий не заинтересован в том, чтобы в эту игру играть, то есть простой шанс - заткнуться и не расчесывать там, где чешется. Сложно конечно, но можно.

Второй слой пребывания отрицательных эмоций связан с системно ролевым субличностным раскладом. Уровень ответа на вопрос о том, кто я такой? Мы выходим на него в работе после того, как не получилось просто прекратить отрицательную эмоцию. Реализация отрицательной эмоции, в данном случае, представляет собой сложно устроенную стратегическую игру, «выход» из которой позволяет получить психологический «доход». Этот слой хорошо работается в анализе игр по Берну. Самым же существенным моментом является сохранение и подтверждение какого либо пункта относительно себя самого; слабый, безответственный, агрессивный, занимающийся бессмысленными делами, несчастный, почему они от меня так много хотят, меня всегда обманывают, людям невозможно доверять и т.д. Собственно разнообразие всех этих установок относительно себя может быть собрана под общим названием  жалость к самому себе, потакание, самооправдание, оправдание собственной невозможности с чем то справиться, безответственность, инфантильность и т.д. Здесь уместно серьезное рабочее замечание, работать с отрицательной эмоцией противопоставляя ей другую отрицательную эмоцию практически бесполезно. Пожалеть себя, потом наказать себя разозлившись, это не выход. Собственно с этой точки зрения каждая ролевая позиция закрепленная в отношениях поддерживающих отрицательную эмоцию, представляет собой некоторый сложно удерживаемый компромисс между попыткой получить, то что надо (добиться исполнения суггестии, например) в соответствующих отношениях и страхом, напряжением, связанным с фрустрацией драйва. Баланс поддерживается постоянными флюктуирующими движениями, от удовольствия к страху и наказанию. Представляется, что именно эта проблематика лежит в основании стратегий невротических игр.

Третий самостоятельный слой проявления отрицательных эмоций представляет собой специфический кайф от реализации действия связанного с выражением и дальнейшим разворачиванием оной. Кейфы бывают садистского и мазохистского характера. Очень сложно удержаться от получения такого рода удовольствия и последующего наказания за него, что тоже входит в меню. Среди особенностей переживания отрицательной эмоции можно выделить следующие: кажется, что испытываемое чувство очень достоверно, то есть очень сложно чувствовать другие возможные эмоциональные ходы в ситуации чреватой привычной отрицательной эмоцией, чувство как правило обладает оттенком «справедливости» и «объективности». Что и составляет основу лжи в отрицательных эмоциях, притягательность отрицательных эмоций также, что отнюдь не лежит на поверхности, заключается в сексуальном характере переживаемого чувства. Зона фиксации удовольствий такого рода чрезвычайно широка. И связана с самомнением и стремлением к власти,   немедленному удовлетворению своих потребностей, нетерпеливости, в желании восхищения, небрежности и т.д.

Самый абстрактный уровень, на котором можно увидеть следствия работы с отрицательными эмоциями связан восприятием человеком своего положения в мире. Несколько заходов. Относится к области восприятия человеком мира в котором он, этот человек, живет. Каков мир. Враждебный, безразличный, принимающий и поддерживающий. Кто я в этом мире: защищающийся, защищаемый, принимающий, отказывающий. То есть придельные образы, описания себя. В общем все  градации, которые находятся между жестким отталкиванием и полным принятием и поддержкой по отношению к себе или к миру. Работа непосредственно с этим слоем практически невозможна, скорее это область отслеживания изменений, которые происходят на более поверхностных слоях.

<< Вернуться на предыдущую страницу


Top