САМОСТЬ

САМОСТЬ

… Вы можете уйти с молотильного тока любви, но тогда вы будете плакать, но всеми своими слезами и смеяться, но всем своим смехом.

(Х.Джебран)

Возникновение. От ребенка ожидают и «ловят» в его поведении слабейшие намеки на проявление его как его. Что ему ничего не остается ничего иного кроме как соответствовать ожиданиям. Некоторая целостность.

 Самость это:

  • Центр личной инициативы.
  • Ощущение себя целым или цельным. В противоположность переживанию «фрагментированной самости»
  • Центр переживания опыта. Ассимиляции опыта.
  • Достаточно силы выдерживать эмоционально напряженные переживания. Объем выдерживаемых переживаемых чувств.
  • Ощущение внутреннего покоя или не покоя
  • Самооценка. Самоощущение.
  • Вера в себя, неверие.
  • Глубина пребывания, переживания, связи, которая позволяет принимать несомненные полноценные решения. Объемные, образующие судьбу.
  • Отсутствие фрагментарного восприятии. Фрагментарное восприятие всегда защитного или манипулятивного характера. Тем более, что воспринимая себя фрагментарно, мы лишаемся части сил самости.
  • Самость нуждается в проявлении себя независимым центром инициативы. СВОБОДА.
  • Функционирующая самость. В которой стремления, умения и идеалы, создают непрерывный континуум, позволяющий наслаждаться творческой деятельностью.

Работа будет состоять из блоков.

Я - ЕСТЬ. Трансперсональный блок.

- Объединение с этим великим «Я – есть»

Причем, любопытно, что в колоде Таро нет карты выражающей первоисточник.  Первоначальное, аз-есьм. В Кетер мы имеем тузов. Первоэнергиии или первосилы. Воля угадывается как причина всего этого. Маг уже воплощает, он уже есть. Момент изначальный находится вне созданного им. Созданное означает время. Неделя. Творение. Вне времени свидетель Кена Уилбера. Однако присутствие передается не просто как понимание. Свидетельствование, сопереживание, утверждение, любовь.

В нашем же смысле имеет значимость простое обращение к источнику моего личного переживания я – есть. Получение такой передачи от родителей. Мамино лицо, которое говорит, - ты – есть. Есть для мамы. Одним образом, для папы, - другим.  Собственно боки по Кохуту.

Почтение родителям, признание их. Почтение Источнику. Признание его. Мы не можем получить признания, не отдав его.

Свобода также возникает в момент освобождения другого. Признания его независимым центром инициативы.

Подготовить самостное обращение. В конце тренинга

Ответственность как редкое состояние принимается как постоянная. Я не могу быть ответственным за что – то, не будучи не ответственным за что-то. Ответственность, это некоторое все -таки сотрудничество и ведение.

Ты есть и ты свободен. Можешь это сделать и пережить

Постоянное сознавание во всех состояниях. Бодрствования, сновидений, и глубокого сна.

Поскольку эго существует главным образом в плотных состояниях, с немногими остатками в тонком. То в скорее вы отождествляетесь с постоянным, присущим вам, потоком сознания. И отождествляетесь с тем, кто об этом всем знает. Свидетель. Это свидетельствование надо просто заметить, обнаружить. Как обнаружить свою принятость. Вы просто являетесь тем, что возникает от момента к моменту. И в смысле присутствия и в смысле предметности присутствия. (Отождествляясь с принцессой, Принцем, королевой, королем, тузом.)

Кен Уилбер

Это просто, очень очевидно, очень ясно – конкретно, осязаемо, несомненно. И сердцевину этого составляет опыт Одного Вкуса – несомненный, непоколебимый. Конечно непоколебимый в условиях продолжения практики. Мне всегда любопытно, что прервет этот несвойственный поток, что замутит и разрушит постоянное сознание, вырвав тебя из всего и бросив в когти отдельного «я», где поджидает страдание.

Динамика формирования индивидуальной самости в значимых отношениях. Х.Кохут.

Для того, что бы выделиться из сдерживающих неплодотворных отношений, трансформировать эти отношения. Для того что бы в меру своих сил и желаний наполнять отведенный Господом отрезок времени от рождения до смерти. Один из способов справиться с ситуацией – усложниться. Справляться. Или пожинать плоды поступков без сил и времени. Мучиться. Тем не менее мы ходим вокруг центр . Этот центр – Что? Желание прекращения внутреннего конфликта, страха, мир с собой, совпадение собой. Как мы можем для себя это сформулировать. Переживание ужаса отдельного «Я». Слиться, вернуться, но только в сознании.

Работа с зеркально отражающим объектом самости. (Мама)

Зеркально отражающий объект самости. Объект это, в данном случае, значит только для меня. Я не могу и сомневаться в том, что я буду услышан.

Принятие. Формирование переноса на объект самости.

Самость воспринимает окружающее как часть себя или как не зависимый центр инициативы. С независимым центром инициативы можно договариваться с условием того, что вы тоже независимый центр ее же.

Первичное отношение «объект самости». Ты моя рук или нога, или восхищенно открытые уши. Или тот, кто всегда со мной и для меня.

Грандиозно эксгибиционистское либидо. Возникает в первичных отношениях с матерью. Возникает в процессе зеркального отражения объекта самости.

Архаическая грандиозность.

Нарушения.

Оптимальная фрустрация.

Принцип оптимальной фрустрации. Если она отсутствует. И ребенок получает казалось бы полную поддержку. То у него не вырабатывается способности идти на компромиссы с реальностью. …То поддержки в развитии не получает самостоятельность ребенка и его способность самостоятельно выстраивать отношения с реальностью.

Преобразующая интернализация.

Находим какую то свою часть которую нам трудно доверить, или мы думаем, что доверяй не доверяй, все равно ничего не изменится. Находим телесную точку локализации. Подреберная зона. Стараемся дать и принять сложный контакт. Эмпатически участвовать. Делать, спасать никого не надо, надо просто умудриться быть с человеком в этот момент.

Желание слиться со всемогущим объектом самости. Идеализированный объект самости Папа.

Настройка на такие отношения в тройках. Обязательно свидетель

Прообраз идеалов. Слияние с идеализированным объектом самости. Отцовская фигура. Ответы, как часть вторичного идеализированного переноса. Либо чувствовать себя подавленным и угнетенным по отношению к недостижимому идеалу, либо в грандиозном высокомерии считать этот идеал никудышным. Соответственно проявляется поиск оценки. Постоянная открытость. Сравнивать себя. Хочу так жить, не хочу так жить. И постоянное переживание облома в этой точке.

Функции и формы компенсаторных структур. Отец не мог позволить себе радости от того, что его идеализировал сын. Разделить всемогущество идеального объекта самости.

Не точные или не полные ответы самости

Состояния сильной самости,

Состояния сильной самости.

  • Отсутствие расслоения
  • Вот это отличие между радоваться и получать удовольствие. Я, не против получать удовольствие, даже за. Но радоваться слаще.
  • Спокойствие отстраненность, атараксия. Отсутствие предвзятости.
  • Глубокие переживания. Из свободы. Если мы знаем, что  тот, кто с нами, с нами потому, что он сам так выбрал. Свободно. То его присутствие переживается более истинно. Чисто. Все что происходит, имеет свое значение. Но я не хочу больше вмешиваться в это значение. Тогда оно является мне как таковое. Грань наполнять и слушать.
  • Удовлетворенность. Спокойная опора на себя.  Располагание собой. Понимание что все, что я делаю,  происходит по моему выбору и судьбе. Ощущение того что я не главный в этом мире. Можно быть не главным. Тогда не будет проявлений нарциссической травмы по поводу того, что я , все таки, главный. Но как меня обломали! Тогда возможно ощущение удовольствия от того что происходит.
  • Страстность – отстраненность. Живость, полнота присутствия.
  • [*]     
  • Свобода. Принять и отказаться. Договориться или нет.
  • Личное присутствие.  
  • Признание. Структурное, искреннее.
  • Реализованность, то оббьем опыта, который проходит через ситуацию.

Состояния слабой самости.

Нарушения самости.

… И не позволил он им не уйти, раз они хотели уйти, и не остаться, по той же причине. И они не ушли, потому что он их не отпустил и не вернулись, по той же причине… Как бы пропадает некоторая конкретность ситуации.

Ужас распада самости. Все плохо, ужасно и страшно. И совершенно непонятно как это прекратить. Ни что не наполняет. Ночь души. И затопили меня воды души моей. Никакого меня там, в общем, то не остается. Того, кто принимает страдание. Остается объект безличного мучения. Ни одна опора не берется, не принимается.

Слияние изоляция. Оперирование глобальными масштабами.

Фрагментированная самость. Двойная мораль. Избегание целостного контакта с опытом. Мама сосредотачивается на части…Избегание напряжения путем выключения части ситуации. Что мы можем сделать. Предоставить свободу и принять неизбежное. Близкая связь. Не хочется не глубоких отношений. Если отношения завязываются. То хочется того, что бы они были объемными. (Время) В противном случае мы вынуждены лгать. Ложь (люфт) выступает как признак фрагментации отношений, которые считаются более целостными (или их целостность основывается на принятии одной из противоположностей в конфликтной действительности плотного уровня), чем они есть на самом деле.  Что там больше самости, чем есть.  Соответственно возможна линия приведения в соответствие самостного (целостного, свободного) участия и внешней формы существования.

Так же вопрос об отделении. Когда мы сохраняется, а форма этого мы может меняться. Соответственно трансформируются самостные вклады.

Право на существование независимо ни от чего должно быть признано. Так же первым шагом должна быть признана свобода. Если эти признания сохраняют близость. То она может быть реализована.

Стремление к совершенству, есть стремление к достижениям, которые обеспечат самости безопасность. Целостность

«Двойной узел» Г. Бейтсона.

Манипуляции как выход в иллюзорность, не законченность ситуации. Для того, что бы не дать свободу и не принять неизбежного.

Самооценка.

Спешка, суета. Отсутствие возможности вести ситуацию и себя

Тревога дезинтеграции самости, факторы, которые приводят процесс дезинтеграции в действие.. Выраженная фрагментация, утрата инициативы, резкое снижение самооценки, чувство полной бессмысленности жизни. Распад чувства собственной непрерывности во времени.

Перейти от стадии грубых символических идеализаций к результатам преобразующих интернализаций.

Достичь нарциссического удовлетворения при помощи своих талантов.

Отсутствие более или менее организованного потока грандиозно-эксгибиционистского либидо к интернализованным идеалам привело в свою очередь к недостаточному развитию тех исполнительных структур Эго, которые позволили бы ему посвятить себя своему профессиональному делу и получать от него нарциссическое удовлетворение. (стр. 35) Дефект перехода от первичных процессов ко вторичным связан с нарушениями в области зеркального отражения а неспособность следовать целям в идеальной самости.

Господа, я предлагаю ввести коллективную ответственность за материалы по пройденному семинару.

Каждый пробует делиться тем, что у него на семинаре этом произошло. Какие мысли, возражения, обращения, воспоминания. Формат свободный, хотя если будет возможность определиться со своей рабочей темой на сейчас. Может стать плодотворно.

Такая печаль, не понимающая, что она печаль. Чувство, которое слабо сознается и полает себя настолько естественным, что и обратить внимание сложно.

Жалость к самому себе.(К) Отказ следовать живому содержанию момента. Быть разным. (Ал)Потакать «бесам» «бесусмысле» Бесу порядка, бесупорядки. Главное, что их отличает это захваченность, святая вера в свою правоту (бес прав оротный) Огонь в глазах.  Важность себя (К) Я единственный, нациссическая травма. Ребенок не справился с фрустрацией. И теперь он один у себя. Не может себя отпустить. Центр мира и любой ситуации. Ни кто не может чихнуть просто так. Все имеют выразить свое отношение к нему. При чем это отношение часто оказывается отрицательным. Но нарцисс страдает избегая еще большего страдания, - понять что до него здесь нет дела. Отсюда два хода. В депрессию или агрессию. На себя на других, агрессия депрессия. Получается четыре варианта, которые могут меняться местами. В коммуникативной паре.

Очень интересная тема. Ира, такая специфическая суета. Как будто спешка. Хочется остановиться и заняться уже чем ни-будь. Одиночество перед решением какой-то большой проблемы. Непосильно. Или тащить много, или не свое взяла, не так взяла. Помогает таким образом удерживать какую-то ситуацию в семье.  Много на себе тянет, не сотрудничает, Не кому? Не с кем? Лиса бегает, чего то ищет. Чего? Какой вкусняшки. Мышкуешь?

Как бы смерть она позволяет ценить происходящее.

Взаимодействие между временем и вечностью.

Вечность это шуньята. Предвечная пустота, которая предваряет вечность, включает ее в себя. Время. Вечность временна. Помыслена, или хотя бы названа. Неизвестному ничто названия нет. Время вписывает процессы в свою последовательность. Причина и следствие. Связь между ними. Миры воплощения. Сколько людей, столько и миров. Некоторые сотрудничают, Создают видимый мир. Мы называем его консенсусной(?) реальностью. Кто по своей воле, кто потому, что вынужден, а кто просто так. И так время. Располагая процессы неизбежным для той стратегии, которую в данном случае считает время. В необходимом, логикой ситуации обоснованном, порядке. Не свободном, обусловленном порядке. И для того что бы получить иной результат. Нужна вечность. То что не подчиняется сложившейся логики. Но «… не нарушить закон пришел я, но исполнить…» … как понял так и исполнил… и по делам посудили, а то и не заметили вовсе… свободно тогда как!

Наше сознание возможно именно потому, что живет на границах двух миров. Вечного и временного. Как бы в каждом взгляде, который видит, есть и время и вечность. И завершение that end (), и отсутствие начала (). Благодаря этому мы знаем,  что видим.

В том случае, если мы прошли нарциссическую травму боле или менее целостно, то у нас возникает возможность заниматься реальностью исходя из собственных интересов. То есть возникает реальность, а не ситуации в которых никакие деньги не нужны, потому что мама меня не любит.

С большим уважением работу Ольги. Правда тем самым наша группа превратилась в терапевтическую. Но когда то терапией тоже надо заниматься. Тем более что случай все таки указывал на основу индульгирования. (Чувствования себе реально несчастной во враждебном мире) но эта основа была глубока и мы поработали как быстренький инкубатор. Протянувший Ольгу по возрастам и вышли к вопросу на который она с честью ответила.

Ольга призналась в своем диагнозе. Выздоравливающий агрессивный нарцисс. И про родителей и себя королевну очень достоверно Как то обнадеживает и радует. Усталая только какая. Не сомневайся, ты среди своих. Как то так. Возможность улыбнуться себе – великая возможность.

Ира. Так поколдовали. Очень часто нам застилают глаза какие то вещи которых не можно отпустить просто так. Значит надо их выключись, А не было и все. И с каким удовольствием ты ему рассказала, что за него не пойдешь. И почему…. Девочку брал, а не куколку.

А Костя так молчал. Мне интересно. Чего там понималось. И про отсутствие важности себя, так очень ответственно… хотя с посудой проблем нет, это точно.

Люся. Какие такие у тебя инсайты на первой части. Мне интересно.

А про вторую. Может индульгирование в том, что ты вместо того что бы воздать почесть отцу своей жизнью, жалеешь, что потеряла. Любить можно и потерянное. Мне кажется, что это не умалит чувств. Но свободных. Я предполагаю… Спокойная такая, …

Наилучших пожеланий  Дима

Самость предполагает две вещи: (1) быть-целым (что обеспечивает определенный род функционирования, и есть, собственно, энергия), (2) сознавание (awareness) себя. То есть Самость (1) бытийна, (2) само-сознательна.

Это вещи разные. Примерно это я пытаюсь выразить, говоря о различии образа себя и модели образа себя (заимствовав эти термины у Лефевра). "Образ себя", то есть то, за что человек себя держит (признает,  принимает, позиционирует. предъявляет, чем уважать себя заставил и лучше выдумать не мог) регулирует его поведение, - что и есть Бытие, которое, очерчивая границы целого, регулирует функционирование, то есть поведение. Вопросы целенаправленного бытия или ПРАВА быть тем кем я являюсь или хочу являться. Легитимность. Основной вопрос Фридриха Барбароссы по . Как только появляется личность сразу возникает вопрос про ее легитимизацию. По любасу это связано с МЫ.???

Что касается самосознания, то оно как правило подменяется фантазиями на тему о том, "кто я есть", но фантазии эти тоже релевантны (то есть имеют отношение к делу), потому что тоже в той или иной мере определяют поведение. Это ты Мишка в отношениях. Самосознание это сознание себя,? Может же быть сознание как сознание  «О». Что однако не дает нам ответа на вопрос про самостоятельную зону самосознания ОТЛИЧНУЮ от определения  сознания соответствующего бытию777 Какие то знакомые звуки….

Впрочем ты обращаешь внимание на требование наличия бытия и сознания…. Я правильно понял?

Вместо "подлинного" и "не-подлинного" бытия лучше бы сказать так: 

то, чего  (данный) человек не имеет в себе (чего ему не хватает , чтобы БЫТЬ), он ищет в других , до-полняя себя до Бытия. То есть община это тоже может быть подлинным бытием только легитимный? субъект там один на всех.

Другие могут быть родителями, детьми, родней, "людьми" (das Man). Только друзьями в подлинном смысле не могут быть, потому что друзей еще стоики определили как не нуждающихся друг в друге, как равно-бытийствующих. Равно ответственные и равно обреченные. (из Стругацких, по моему)

( Таня, это не обязательно про  Землю, специально для тебя  - не  Землю ищи, а Воду!)

 К стати, где здесь земля и где здесь вода?

Опять эта(о) логия  

В  возне насчет рангов и управления нужно поиметь в виду специфическую возможность: управление через слабость, т.е. вызывание определенного поведения (родительского) посредством имитации определенного детского поведения.
Вопрос о том, насколько животные способны к фальсификации такого рода, оставался открытым для Бейтсона, пусть он останется открытым и для нас, не в этом суть.
Суть в том, что по Бейтсону (и Берну вслед за ним) человек пользуется такими фальсификациями "почем зря", на этом и основаны игры-По-Берну.
Соответственно, тут может быть много путаницы по поводу рангов: ранг выше у того, кто управляет, но если само управление осуществляется посредством занижения ранга ("у-нижения") , то начинаются непонятки, в которых многие мои знакомые путаются.

Ага управление чужим поведением занимает до 80 проц сознания людей. 20 занимает как справиться с собой. И так далее в разной пропорции. Кем бы по управлять блин.

(продолжение)  

Итак, на этапе, который можно, вслед за Балинтом, назвать "базисным" (только без "дефекта"), парентальная фигура воспринимается как "воздух", как то,  предоставленность чего "сама собой разумеется" и обеспечивает то, что следует обеспечивать.
  Кстати, это тоже поначалу может быть вполне инстинктивным, в рамках "инстинкта привязанности" и, шире, комплекса "детских" СУПов.

(Для читателей, не знакомых с термином, СУП – это "система управления поведением" по Боулби. На "наивном"  уровне можно понимать СУП как синоним инстинкта, мною  термин используется потому, что слово "инстинкт" в применении  к человеку во многих смыслах проблематично).

Балинт, описывая этот этап, часто пользуется словом "гармония", которое кажется мне весьма подходящим. Этим не предполагается никакие "содержательные" нормы обращения с ребенком, так же как климат. в котором ребенок родился и растет, может быть тем или иным, более или менее благоприятным. Но если ребенок вырос и растет в определенном климате, и если нагрузки на организм, вызываемые этим климатом, не переходят определенных рамок (это, конечно, очень важно!), для ребенка, который не знает ничего иного,  все "гармонично". 
Так же и с отношениями в родительской семье: разные бывают семьи, разные бывают отношения – нежные и суровые, наполненные заботой и "не-до-тебяй'ные", многолюдные и "только-с-мам'ные". и пр. Если это не переходит определенных границ (например, если наказания, даже физические, не слишком жестки и не жестоки), - это не создает то, что Балинт называет "травмой". И наоборот – резкие перемены (например, переезды, или рождение еще одного ребенка и т.п.), как физического бытия, так и психологического, могут быть чреваты тем, что Балинт называет "травмой", и "отработка" чего может вести к "базисному дефекту" (позже, на эдиповой фазе,  – к сценарию-по-Берну).

Разумеется, обстоятельства "дрессуры" накладываются на эту жизнь вполне определенным образом, причем нужно иметь в виду, что, - если справедлива наша гипотеза, - ребенок не совмещает "базисные" отношения заботы о нем и дрессуру в одном представлении, ни о себе, ни о родителе. То есть у него различные фигуры родителей – "базисных" и "дрессирующих", и различные "картины себя" в этих отношениях. И пересечься они могут – на этом раннем этапе – весьма причудливо

Этапы развития  

Этап развития ребенка, который Балинт называет "базисным дефектом" , а Кохут – "архаической самостью",  может быть возможен потому, что до определенной стадии ребенок не связывает "дрессуру", пред-формирующую его Эго, и родительскую заботу, которую Балинт описывает как естественное – для ребенка – удовлетворение его потребностей, в которой живут все его, ребенка, эгоцентрические представления , требования и коммуникации.

Моментом перехода от дрессуры к Эго-управлению является, как уже говорилось, формирование того "я", которому можно сказать, и которое поймет, что это "про него".

Этому "я" (возникшему и вставшему на путь своего развития Эго) предстоит постепенно и, насколько я могу наблюдать, медленно соединяться  с архаичной самостью, что и будет – совсем по Кохуту – трансформацией архаичной самости в "нормальную", "взрослую" самость.

<< Вернуться на предыдущую страницу


Top