М. Папуш: Работа с внутренним ребенком

М. Папуш: Работа с внутренним ребенком

Источник: http://papush.ru/
Работа с внутренним ребенком

Ищите спокойное место в себе

Г.И Гурджиев

Техника работы с внутренним ребенком обладает огромным психотерапевтическим (лечебным) и развивающим потенциалом.

Правильная проработка соответствующих позиций в собственной психике дает возможность:

 - Управлять не дифференцированными состояниями. (Состояниями не поддающимися взаимодействию, контролю, развитию. Обиды, страхи, подавленности, истерики любого рода.)

- Обзавестись «встроенным механизмом саморазвития». Когда Ваши Желания и побуждения (ребенок), вмещаются в Ваше Бытие. (Родитель. На выходе это про возможность чего то себе позволять или не позволять без внутренних конфликтов). И Вы обладаете ресурсами знаний и навыков это реализовать (Взрослый).

Выход состоит в том, чтобы обзавестись Родителем в самом себе и не нуждаться во внешнем родителе, а с другими "старшими" не позволять себе общаться без контроля своего Родителя.
Техника известна: "во мне есть Ребенок, но я не ребенок". То есть не ребенка нужно "отрывать", а Внутреннего Родителя формировать, занимающегося этим Ребенком. Трудно, однако, удерживать себя отдельно от своего Ребенка. То есть не быть этим самым ребенком.

Благополучие   это состояние, которое должно быть основным, фундаментальным для растущего ребенка. На первых этапах, где речь идет о физическом контакте и удовлетворении нужд, чувство благополучия зависит от удовлетворения этих потребностей. Но, по-видимому, на каком-то более позднем этапе оно становится само по себе  проблематичным, не зависимо от прочих "удовлетворений", и задача родителей   это чувство благополучия ребенку обеспечивать.

Соответственно, при нарушении развития на этом этапе именно этого  обеспечения состояния психического благополучия   будет искать Неблагополучный Ребенок (как внутреннее состояние невротика) в родителе, проецируемом на окружающих. Вот еще одна функция родителя, которую растущий ребенок со временем должен ассимилировать, а взрослый человек  научиться сам себе обеспечивать, и которую невротический характер можно проецировать на подходящие,   равно как и неподходящие "экраны".

Правильный Родитель снабжает ребенка "состоянием веры в то, что он вырастет в хорошего взрослого человека" (т.е., "видеть" в ребенке будущего взрослого   это "видение" называется «уважением к ребенку",  трансляция этого состояния от родителя к ребенку является не последним по важности фактором, обеспечивающим взросление)

Техника состоит в том, чтобы всяческое свое внутреннее неблагополучие
делегировать "Внутреннему Ребенку". Не "я боюсь", а "мой Ребенок боится", не "мне одиноко", а "мой Ребенок чувствует себя позаброшенным"... Тогда, если во мне обнаруживается неблагополучный Ребенок, во мне естественно просыпается родительский инстинкт, и я беру этого Ребенка "под крыло" естественным для меня и ситуации образом.
Важно понять, что у этого Ребенка никого нет кроме меня, чтобы о нем позаботиться и никогда никого не будет.

При этом нужно иметь в виду, что все это довольно причудливая /психотерапевтическая процедура/. Ее имеет смысл выполнять, когда "катит", а в остальное время   ЖИТЬ КАК ВЫХОДИТ. Когда осточертевает "жить как выходит"  возвращаться к "процедуре", когда иссякает энергия на выполнение этих достаточно сложных "маневров"   снова "жить как выходит".

 

1. Прежде всего, нужно научиться замечать и отмечать в себе эго-состояние Ребенка по Берну, или эго-состояния Ребенка.

2. Дальше шаг — если я это замечаю, значит, есть во мне еще кто-то, кто это замечает, и это не Ребенок. Я разделяю себя на того, кто это замечает, и того Ребенка, которого я замечаю. Теперь я уже не нахожусь в эго-состоянии Ребенка, я нахожусь одновременно в двух разных эго-состояниях, я уже не отождествлен.

3. Дальше мне надо перенести себя в Наблюдающего и  в этот момент сказать: «Не я обиделась, или не я боюсь», — а: «Ребенок во мне боится». В этот момент я, который не Ребенок, инстинктивно бежит этому Ребенку на помощь. Речь идет всегда о Неблагополучном Ребенке.

Данное описание дает некоторое, весьма приблизительное, представление о Реальности внутренней триады Ребенок – Родитель – Взрослый. Овладение этой техникой позволит Вам приобрести инструмент для эффективного продвижения себя и в работе с клиентами. 

Михаил Папуш

« Смотрю я на людей, которые "не проходят", и у всех, не очень зависимо от типа "характера", нахожу одно и то же: не-отрыв от родителя. Тип "характера" характеризует лишь тип связи с этим родителем, который проецируется вовне, а потом за него человек цепляется. В лучшем случае удается оторвать от какого-то конкретного воплощения, чтобы тут же "характерец" прицепился к другому, следующему.

Т.о. появляется моя типология характеров: типология отношений с родителем на тех или иных стадиях развития.

А выход  из общих соображений состоит в том, чтобы обзавестись
Родителем в самом себе и не нуждаться во внешнем родителе, а с другими
"старшими" не позволять себе общаться без контроля своего Родителя.
Техника известна: "во мне есть Ребенок, но я не ребенок". То есть не
ребенка нужно "отрывать", а Внутреннего Родителя формировать, занимающегося этим Ребенком. Трудно, однако, удерживать себя отдельно от своего Ребенка. То есть не быть этим самым ребенком.

 

*20.01.2007*
Сегодня ходили в 19 Аркан Солнце. Будучи там, я проникся чувством
/благополучия. /Эти защищенные дети, в свете и тепле Солнца, играющие в песке на берегу моря (на масютинском рисунке   почти подростки, что тоже очень
хорошо, на других, наоборот, совсем маленькие дети)   это не просто
"сознание" (что напрашивается из общих соображений в противопоставлении
Солнца "бессознательному" Луны), это   глубоко эмоциональное состояние.

      Оно, кстати, очень связано с 4-м Арканом. Если Император   это отец (или
Отец), то ему и создавать это состояние для вверенной ему части
Вселенной. (Желающие могут подумать о различии этого состояния с
состояниями, обеспечиваемыми матерью, но это - отдельная и сложная тема,
пока будем говорить вообще о Родителе). И все это имеет вполне прямое отношение к психотерапии вообще и к проблематике НХ (невротического характера), которой я сейчас занят, в частности.

      Благополучие   это состояние, которое должно быть основным, фундаментальным для растущего ребенка. На первых этапах, где речь идет о
физическом контакте и удовлетворении нужд, чувство благополучия зависит
от удовлетворения этих потребностей. Но, по-видимому, на каком-то более
позднем этапе оно становится само по себе проблематичным, независимо от
прочих "удовлетворений", и задача родителей   это чувство благополучия
ребенку обеспечивать.


Соответственно, при нарушении развития на этом этапе именно этого  
обеспечения состояния психического благополучия   будет искать
Неблагополучный Ребенок (как внутреннее состояние невротика) в родителе, проецируемом на окружающих. Примеры сразу приходят мне на ум (называть
не буду). Вот еще одна функция родителя, которую растущий ребенок со
временем должен ассимилировать, а взрослый человек  научиться сам себе
обеспечивать, и которую невротический характер можно проецировать на
подходящие,   равно как и неподходящие "экраны".

 
Психотерапевт, как я теперь понимаю, должен уделить специальное внимание
этой теме, создавая первоначально (для очень неблагополучных клиентов)
атмосферу благополучия, и стремясь научить людей самим себе это обеспечивать. Тонкость: нужно не перепутать это с пресловутыми "аффирмациями": "Все хорошо, на улице сияет солнце+"   при том, что на улице проливной дождь и настроение у "аффирмача" типа "бывает, конечно, и еще хуже". Речь идет о том, что у нормального человека имеет место внутренний 19 Аркан (среди
многих прочих других), т.е. место глубокого внутреннего фонового
благополучия. И это не значит, что у него все всегда хорошо, как у
жителя "край непуганых идиотов".


Можно вспомнить также гурджиевскую рекомендацию: "ищите спокойное место
в себе".
 

*(Комментарий К.З.)*

 
Поразительно, но тебе, похоже, удалось выразить в этом тексте сам Аркан.
На этом сопоставлении Солнца, Императора и роли психотерапевта мне
вспомнилась одна моя давняя мысль, которую я достаточно неуклюже пытался
выразить пару лет назад. А именно, одна из (нескольких) основных
задач Отца снабжать ребенка "состоянием веры в то, что он вырастет в
хорошего взрослого человека" (т.е., "видеть" в ребенке будущего
взрослого   это "видение" тогда называлось у меня "уважением к ребенку",
и я продолжаю думать, что трансляция этого состояния от родителя к
ребенку является не последним по важности фактором, обеспечивающим
взросление).

*(История имела продолжение)*


Как многие, наверное заметили, наступила зима. Скользко стало. Идем мы с Машей (кто не знает   это моя дочка, ей 9 лет) в школу. Поскользнулись, она удержалась, я растянулся во всю длину, да на асфальте. Машка спрашивает: Больно?" Я честно говорю: "Больно". Но поднимаюсь и иду, как ни в чем небывало. Через пару минут боль действительно проходит. Тут Машка и говорит: "Ну конечно, с папой ничего не может случиться. С папами вообще ничего не может случиться. Если даже с мамой ничего не может случиться, тот уж с папой наверняка!" При этом она достаточно интенсивно помогала мне встать, первые
шаги я на нее опирался. Но текст ее про другое, про бессознательное. "С
папой ничего не может случиться"(в смысле   ничего плохого не может
случиться). Читай: "Соответственно, и со мной тоже".

 

Я потом еще вспомнил, что когда у нее был довольно сильный кризис,
несколько лет назад, она не могла оставаться без папы или мамы, даже с
няней, кричала и плакала. И говорила, что боится, что "с ВАМИ что-то
случится".
 

Вот такие пироги про 4,19 Арканы и Д-Р отношения.
 

*(Отчет М.Т. о группе по просьбе М.П.)*


Мы пользуемся в работе над собой такой концепцией: мы ведем себя (а
также мыслим, чувствуем) как разные люди, которые в нас переключаются не
всегда понятным образом. Назовем эти разные "я" субличностями. Среди них
есть, например, дети (бывает, несколько разного возраста), разные
бабушки-родители, подростки, есть какие-нибудь функциональные образования типа "дубля-для-получения-зарплаты" или "специалиста-в-данной-области". Опыт
показывает, что большая часть наших "психологических проблем" может быть
описана как конфликты интересов субличностей, особенно часто встречаются
сложности, связанные с детско-родительскими отношениями. При этом, сознавая в себе наличие всей этой компании, мы можем не отождествляться хотя бывает и наоборот) с ее членами, а замечать: "Во мне есть Ребенок, но я не мой Ребенок". Не "мне нравится тусоваться с пацанами", а "моей внутренней Подростке оно очень по приколу".

 
1. Техника состоит в том, чтобы всяческое свое внутреннее неблагополучие
делегировать "Внутреннему Ребенку". Не "я боюсь", а "мой Ребенок боится", не "мне одиноко", а "мой Ребенок чувствует себя позаброшенным"... Тогда, если во мне обнаруживается неблагополучный Ребенок, а я сама кто-то другой одновременно с этим, во мне естественно просыпается родительский инстинкт, и я беру этого Ребенка "под крыло" естественным для меня и ситуации образом.
Важно понять, что у этого Ребенка никого нет кроме меня чтобы о нем
позаботиться и никогда никого не будет.

 

 

 

 

 


2. Пример В.


Для В. внутренний неблагополучный Ребенок ее мама. Имеется в виду, что от мамы-которая-была-в-В.-детстве исходит основное ощущение неблагополучия в жизни дочки. Мамы уже нет на свете, а внутри взрослой дочки живет ее неустроенность-несчастливость. Мама нежеланный ребенок своей матери (бабушки В.), к тому же родилась в войну   "не вовремя", и это ощущение ненужности запечатлелось в ней в раннем детстве (2-3-4 года, когда такие вещи как раз фиксируются). У дочери есть своя "ненужность"   например, папа хотел мальчика и не рад двум дочерям, а мама ее принимает условно   когда она тихая, послушная и помогает, но мамина ненужность "круче". Проявляет она это (например, когда старательно моет-отдраивает неудобный, кривой линолеум, стирая руки), демонстрируя одновременно полезность и обиду, мол, никто ничего делать не хочет, а я одна бьюсь... В. прячется от этого эмоционального  давления за книжкой, но все равно чувствует себя адресатом обращения маминого
Ребенка, она оказывается в роли Родителя в этой детско-родительской коммуникации. Взрослой В. предлагается прочувствовать горе маминого Ребенка, стоя рядом, не будучи им, не отождествляясь. Тогда она может дать этому Ребенку чувство нужности кому-то независимо от "заслуг", успокоить, утешить его. При этом меняется ее собственная внутренняя ситуация.

 

3. Пример К.

Ее   тоже мамин   внутренний ребенок склонен к панике, к ужасу от ощущения, что остался совсем один, без родителей. Для мамы К. это реальный опыт (тоже война), она транслирует его К., учит ее такому переживанию. К. должна прочувствовать ужас этого брошенного ребенка, находясь одновременно рядом с ним собой-взрослой, и как Родитель взять на руки, утешить, дать почувствовать, что он не одинок.


*(Вопрос).* Техника состоит в том, чтобы всяческое свое внутреннее неблагополучие делегировать "Внутреннему Ребенку"... А предусмотрена
техника, чтобы перенос негатива на "внутреннего ребенка" не приводил к
негативному отношению к "внешнему"?

*(Ответ).* Ну, во-первых, если мне лучше, то и с детьми мне легче быть
хорошей... Если я на своем внутреннем ребенке потренируюсь не сливаться
с его проблемами, а быть ему мамой в любой ситуации, то и со своими
реальными детьми по идее должна это умение применять. А во-вторых   не
перенести негатив, а локализовать его там. Это почти вопрос терминологии. Не "я не могу", а "некоторым во мне кажется, что они не могут". А я тогда свободно от лишних переживаний решаю, могу я это или  нет, и главное   надо ли мне это.

 

*30.01.2007*
 М.Т. хорошо описала схему работы с Неблагополучным Ребенком. Опыт последнего времени показывает, что самое трудное для клиента это реально выделить в себе этого неблагополучного Ребенка, отправляя ему все "свое" неблагополучие.
Часто возникающие трудности таковы.

 

(1) пытаясь тут же увидеть и себя как Родителя этого Ребенка, человек
сразу же переносит на этого себя-Родителя тот же тип неблагополучия.
"Неуверенность в себе", например, которую следовало бы "отправить" Ребенку, переносится и на Родителя, и клиент говорит, что его Ребенок не
может надеяться на "такого" Родителя.


Тут я раз за разом напоминаю, что Ребенку нужно "делегировать" ВСЁ неблагополучие, и каждый раз, когда оно возникает в переживании, осознавать это неблагополучие как /неблагополучие Ребенка/, а не "свое".Что же касается Родителя, то его, как раз, не нужно видеть "со стороны", т.е. не отделять от "себя", а нужно ИМ БЫТЬ. И когда я Родитель, я "никакой", т.е. у меня нет "характеристик" (которые видны только со стороны). Я   такой, какой я есть, МИНУС все неблагополучие, которое я научился АВТОМАТИЧЕСКИ и ВСЕ ВРЕМЯ отправлять Ребенку.


 
(2) При этом нужно иметь в виду, что все это довольно причудливая /психотерапевтическая процедура/. Ее имеет смысл выполнять, когда "катит", а в остальное время   ЖИТЬ КАК ВЫХОДИТ. Когда осточертевает "жить как выходит"  возвращаться к "процедуре", когда иссякает энергия на выполнение этих достаточно сложных "маневров"   снова "жить как выходит".

И НЕ ПУТАТЬ ОДНО С ДРУГИМ.


 
(3) часто встречающееся затруднение недоброжелательное отношение к собственному Неблагополучному Ребенку. Действительно, он(а) не очень
хорошо(а). Часто сопливая, часто раздражительная, часто   без конца
ревущая, редко благодарная, почти всегда беспомощная. Одним словом  
неблагополучная. А хочется же иметь дело с хорошими детьми!


 
Ну что тут скажешь? Я нам сочувствую. Только нужно иметь в виду, что у
этого Внутреннего Ребенка никого, кроме "меня", нет и НИКОГДА НЕ БУДЕТ.
Кто этого еще не понял, рассматривайте пристально свои переносы-трансферы, т.е. попытки повесить этого Внутреннего Ребенка на кого-нибудь внешнего. Вся описываемая процедура имеет смысл только для тех, кто уже в достаточной мере убедился, что такие попытки безнадежны. Если кто-то еще надеется, что найдется "правильный" человек-вешалка, с тем нужно работать с этой надеждой. А кто хочет продолжать надеяться флаг ему в руки.


 

Итак, у этого сопливого-скандального Ребенка никого кроме меня нет. А моя-то вся жизнь   в его соплях купается. Так что придется принимать, причем   бескорыстно (ха-ха) и необусловлено, как учат нас отцы-гуманисты.



(Продолжение следует.)
 

*01.02.2007*
 В комментарии представителя неистребимого племени Бандар-логов есть вопросы, на которые полезно дать ответы. Один из них,   про то, при чем тут Внутренний Ребенок, я даю в специальном посте (см. выше), потому что там есть возможность напомнить теорию.

Другой оставляю здесь.
 
Комментатор спрашивает, зачем делегировать проблемное состояние Внутреннему Ребенку. И предлагает вместо этого фигуры Внутреннего Инвалида или внутреннего Пациента. А потом предлагает на них "забить" и идти заниматься своим делом.

У одной моей знакомой болела любимая кошка. Она ее лечила, выхаживала. Зашел приятель, удивился: "Да отнеси ты ее на помойку, а себе возьми другую, здоровую!"
Ну, хорошо,   кошка. А если собственная субличность? Если сдохнет на
"внутренней помойке", всю жизнь вонять будет. И какое же количество дохлых кошек скопится на внутренней помойке при такой политике! И я не уверен, что автор комментария знает, как и откуда вызвать службу вывоза мусора.

 

*01.02.2007*
 
В реакциях на описание М.Т. есть вопросы, на которые полезно дать ответ,
потому что вдруг и "свои" забыли, куда и зачем мы идем. Комментатор спрашивает, зачем делегировать проблемное состояние Внутреннему Ребенку. Отвечаю.
 

Во-первых, напоминаю, что речь идет даже не просто о психотерапии, а о психотерапии невротического характера (НХ), т.е. о довольно продвинутой
стадии психотерапии. Кто-то спрашивал, имеют ли смысл предыдущие стадии
психотерапии, и на это я отвечал, что да, имеют. И вот мы пришли на эту,
довольно продвинутую стадию.


Гипотеза, довольно широко принимаемая многими школами терапии, состоит в
том, что НХ   результат фиксации на определенной (чем задается типология) стадии детского развития, где, кроме того, фиксируется определенное неблагополучие.

 

Моя гипотеза, отличающая коммуникативную терапию (КТ) от прочих, состоит
в том, что предмет НХ задается фиксированной, застрявшей (на определенной стадии развития) коммуникативной установкой по отношению к родителю, которая затем /переносится /("трансферится") на других людей.


Психоаналитики применяют понятие трансфера преимущественно к отношениям
пациента и терапевта. В моем опыте трансфер чаще происходит на партнера
по паре, делая отношения в паре сугубо невротическими; впрочем, такой
вариант тоже предусмотрен в одной из ранних статей Фрейда).


Трансфер этот подлежит выявлению и анализу. Анализу   потому что он, как
правило, довольно сложно устроен, и выявление в нем ведущей линии, в
крайнем случае   двух-трех ведущих линий, дело не простое.


После этого понятно, что *речь "на самом деле" идет не о приписывании
или делегировании неблагополучия (определенного качества!) Внутреннему
Ребенку, а об обнаружении того, что когда "я" чувствую себя неблагополучно, это именно он, мой Внутренний Ребенок, неблагополучен.* Только он, Ребенок, требует (и у "обычных", нетерапированных людей почти всегда достигает) того, чтобы "я" его неблагополучие воспринимал как "свое".

 

(Тут необходимо важное замечание, что часто ситуация сложнее, и переживается неблагополучие интроецированного Внутреннего Родителя, который реально является Неблагополучным Ребенком. Эта сложность описана в одном из примеров в посте Маши, подробнее я еще об этом как-нибудь напишу).


Так обычные люди это и воспринимают: "я тревожусь", "я боюсь", "я чувствую себя виноватой" и пр.


"Приписывание" этих неблагополучных чувств Внутреннему Ребенку, как я это называю,   это термин обозначающий, если его разъяснять, просто /понимание/ того, что это "во мне" мой Внутренний Ребенок так себя чувствует.

 

Далее клиенту нужно увидеть, каким образом он, клиент, /адресует/ эти
переживания Внутреннего Ребенка внешним людям. Потом нужно увидеть, что
внешние люди не имеют возможности на это адресование адекватно (для
Ребенка) реагировать,   потому что на кой ляд им этот "чужой ребенок"? И
в конце концов понять, что у этого Внутреннего Ребенка нет никого, кроме
"меня самого". Если я умею достаточно твердо и грамотно следовать
формуле "во мне есть Ребенок, но я не ребенок", то переживания этого
Ребенка я воспринимаю одновременно и изнутри и как бы "со стороны".
Тогда я имею возможность реагировать на них адекватно, т.е. постараться
помочь Ребенку в его ситуации. Как минимум (что часто оказывается
достаточным) Я У НЕГО ЕСТЬ.

Но про эти следующие этапы я уже писал, и еще буду много писать и рассказывать, там много важных деталей.

 

*23.02.2007*
Расскажу историю про себя (многим уже рассказывал, но, кажется, не записал) и на ней покажу кое-что про метод. Все, кто меня знает, знают про мои мигрени. Так вот, пару раз за последнее время мне удавалось обойтись с мигренью с помощью того же метода, о котором я рассказываю и который оттачиваю в этом цикле работ. Мигрени начались у меня лет в восемь-девять. Как сейчас помню, как меня ведет мама какого-то одноклассника домой после второго урока, потому что у меня мигрень. Я доползаю до кровати и валюсь.



Так вот, начинается у меня   в нынешнем моем виде   мигрень. Я вспоминаю
того мальчика и "делегирую" мигрень ему. Это у него болит голова и его
мутит. А "себе" я отвожу роль той мамы, которая ведет мальчика домой. У
меня-то с головой все в порядке. Это у него голова болит, его я сейчас
приведу домой, он ляжет и заснет, а я займусь своими делами.
 
Мне действительно удалось заняться своими делами   целый день проработать.
Работает это вот каким образом. Мигрень, как известно, "флюктуирует".
Моментами очень плохо, а моментами почти совсем, вроде, "нормально".
Если мне удается "нормальные" моменты собрать вокруг Родителя, у
которого голова не болит, а моменты, когда плохо, делегировать Ребенку
(в эти моменты "меня" все равно вырубает), то я разделил себя на больную
и здоровую "части", и с каждой из них могу обойтись адекватно.
Я еще мысленно гладил больного мальчика по головке, в районе затылка. И
вообще отправил его спать.

 

Прочие, более психологические ситуации, тоже связаны не с "умствованием", а с состояниями. Именно состояния нужно разделить, отдав неблагополучное состояние Внутреннему Ребенку, а "себе" назначив тем самым роль Родителя, который инстинктивно, неудержимо   кидается этому Ребенку помогать.

 
Подчеркну, что это   вовсе не "передача ресурсного состояния", как
кто-то писал, здесь механизм совершенно иной. Я его и стараюсь описать.
 
*(Комментарий Л.)*

Я тут когда раньше слышала про мигрень и про делегирование ее внутреннему ребенку, чтобы внутренний родитель поддержал и все такое, как-то скептически к этому относилась. Одно дело   делегировать одиночество или чувство "экзистенциальной тоски" . А мигрень   дело, между прочим, серьезное, как же его переложишь, болит-то реально у тебя. А тут вот + заболели зубы... щеки нахомячились, в глазах темно, белый свет не мил, понятно. У кого болело тот знает  И ВДРУГ (надеюсь, что это накопленные усилия не пропали даром) на этой волне удалось посмотреть на себя, как на ребеночка. Я вспомнила, как
выбирала стоматолога для своего настоящего ребенка, как поддерживала ее,
как хотела заботиться и оградить от всех этих неприятностей... (чтобы не
получилось как у меня   зубы (а заодно и психику) калечил школьный живодер, мои родители не успевали заботиться об этом).
И в этот момент заметилось, что боль действительно носит флюктуирующий
характер. И что действительно возможно в минуты затишья ВСТАТЬ НАД
СОБОЙ, и прижать к себе эту девочку несмотря на то, что там много еще
всего наверчено в более взрослом возрасте... например, что зубная боль
(плохие зубы)   признак дряхлости и негодности ).> И, вот после того, как смоглось это делегировать и поддержать себя, вдруг я такой мощной теткой стала, > настолько все вокруг поменялось (а ехала я на ту же работу, за те же деньги. Мир преобразился. Видимо, исчезли вдруг несчастные глазки покинутого, беспомощного, взирающего на мир с  бесконечным страхом и претензией человечка. И неожиданно пришло вдруг понимание по... ну, в общем, много чего пришло. Как бы это теперь не растерять?

 

 

*30.03.2007*
*Два метода*

В разговорах с некоторыми клиентами возникло непонимание важного методического момента, который я хочу сейчас описать. В применении метода коммуникативного анализа и терапии чаще всего интра-коммуникативная ситуация (то есть ситуация внутренней коммуникации, или трансакции внутренних
фигур) чаще всего раскладывается на отношения Ребенка и Родителя.

 
Мы используем два РАЗЛИЧНЫХ разложения. В одном случае человек отождествляет себя с Ребенком и исследует обращение Родителя к нему как Ребенку, а также "свои" (как Ребенка) реакции на эти трансакции. В терминах кохутовской теории Self можно сказать, что Родитель является здесь Self-объектом. Чаще всего у Кохута описывается именно такая конфигурация, поскольку "перенос" в ситуации психоанализа предполагает, что пациент отождествляет "себя" с Ребенком, а аналитика с Родителем (именно так, с большой буквы, поскольку этот Родитель здесь не внешний родитель, а Self-объект. Можно считать это пояснением того, что  называется Self-объектом).

Чаще всего при таком раскладе у нас задачей является обнаружение того,
что Родитель,   скопированный, то есть интроецированный, но не
интернализованный (! -так я всегда употреблял, и впредь буду употреблять
эти термины, хотя у Кохута не всегда так) с одного или нескольких
внешних парентальных прототипов, неадекватен в Родительской функции,
не справляется со своими Родительскими обязанностями и должен быть лишен
Родительских прав. К этой ситуации можно отнести прекрасный анекдот про медведя: плохой Родитель всегда "за медведя".

Другая ситуация, когда как в последнее время обсуждавшейся методике выделяется и отделяется от "себя" (то есть становится Self-объектом)
Ребенок, а "я" этом раскладе становлюсь Родителем этому Ребенку.

Если в первой ситуации Ребенок (с которым я отождествляю "себя")
прозрачен, а исследованию подвергается Родитель, то во второй ситуации
"прозрачен" я-как-Родитель. Здесь не может быть никаких "Грызл": я же не
могу быть "Грызлой"! Я-то "хороший". Так что я постараюсь быть "хорошим"
Родителем. У "меня" могут быть проблемы с принятием этого Ребенка, поскольку он  неблагополучный, проблемный и пр. Это обсуждаемо и подлежит коррекции.
Но "я" при таком раскладе   просто "я", Self.

И, наделенный родительскими инстинктами, я веду себя в соответствии с ситуацией. Или  мне что-то в этом мешает, и тогда с этим нужно работать.
 

*20.03.2007*
*Кохут   метод*


"Сущность психоанализа как формы психотерапии нельзя, на мой взгляд,
определить ни применением терапевтом психоаналитической теории в терапевтической ситуации, ни его помощью в достижении инсайтов и
предоставлением объяснений   включая генетические,   которые позволяют
пациенту в большей степени владеть самим собой. Хотя все эти особенности
являются частью терапевтического психоанализа, к ним необходимо добавить
нечто еще, что составляет его главное качество: в психоанализе патогенное ядро личности анализанда активируется в терапевтической ситуации и само вступает в специфический перенос с аналитиком еще до того, как оно постепенно растворяется в процессе переработки, который позволяет Эго пациента доминировать в этой специфической области".


И на это как раз и уходят годы ежедневной работы, которых у нас нет. Так чем мы можем это заменить?


"Патогенное ядро личности" достаточно явно проявляется в различных ситуациях реальной жизни если хотеть и уметь за этим наблюдать. В организации и умении наблюдать его поощряет и обучает терапевт. Это   одна из сторон "формулирования проблемы", как оно у нас описано.

Движение по проблемам "вглубь" составляет суть психотерапевтического процесса по "уровням". В процессе этого движения "работник-над-собой" научается все более тонкому самонаблюдению, все более тонкому отслеживанию дефектов своего психического функционирования. Это может происходить и в рамках работы над одной выделенной проблемой   если повезет и если "работник" на это способен.
Это   та сторона процесса, который ведет к формулированию последовательного ряда проблем. Другая сторона   разделения себя на Ребенка и Родителя, как это описано в ряде предыдущих постов.

 

Таков общий контур метода, заменяющего психоанализ, как его описывает Кохут.

 

29.03.2007*
*Наш метод*

Основное методическое расхождение с психоанализом, на котором я настаиваю, состоит в том, что мы не можем рассчитывать на длительный и более или менее постоянный (ежедневный)контакт терапевта с пациентом. Поэтому у нас "пациент" становится "клиентом" и получает   в основном - рекомендации относительно того, как ему /самому с собой /работать.

 
Это не исключает возможностей различных переносов на терапевта и на группу, но делает гораздо менее вероятным решающее терапевтическое значение таких переносов.
 
Вместо этого клиенту предлагается научиться /самонаблюдению/, и в самонаблюдении обнаруживать и корректировать свои   многочисленные и
различные   интерсубъективные поля, в том числе   различные переносы.



В связи с этим должны быть хорошо отработаны (1) техника самонаблюдения
некритического, безоценочного и безжалостного, (2) теория /переносов/,
включающая "исследование интерсубъективного взаимодействия, участвующих
в развитии и поддержании различных форм психопатологии".


 
Первое мы неоднократно продвигали, есть материалы соответствующих групп.
Второе тоже начали разрабатывать, довольно далеко продвинулись, практически больше, чем теоретически (см. все материалы о методе разделения себя на Ребенка и Родителя).

 
*30-03-07*
*Успехи*
К концу сессии Л. сказала, что когда речь идет о "делегировании" тех или иных чувств или состояний Внутреннему Ребенку, она этого Ребенка чувствует не 12-13 летней девочкой, как раньше, а пятилетней. (Я этот эффект называю "второй регрессией": регрессией в подростка, который регрессирует в ребенка с поправкой, конечно, на полную приблизительность и неадекватность термина "регрессия" в наших техниках. Как-нибудь напишу, что можно у нас под этим
термином иметь в виду). Это еще одно свидетельство достигнутой стадии: возраст "девочки" примерно соответствует тому Self, которое рождается во сне и бесстрашно водит машину задним ходом.

 
Я так радуюсь по этому поводу, и даже помещаю материал в ЖЖ, потому что это   свидетельство,что совершенно НЕ психоаналитическими методами удается каким-то таинственным образом  достичь результатов, вполне аналогичных тем, что описывают психоаналитики.


Клиентка НЕ развивала "переноса на аналитика", о котором пишут Кохут, Столороу и прочие. Ее вполне явные и определенные "переносы" (которые мы
постоянно просматривали) осуществлялись на значимых "по жизни" людей.
Эти "Self-объекты" были мало что "не в курсе", но не были "эмпатичны" и
даже внимательны к клиентке, проживая свои жизни и не собираясь клиентке
помогать   ни в работе над собой, ни "по жизни".

Клиентка давно знакома с техникой разделения Внутреннего Ребенка и Внутреннего Родителя; не очень любит "применять" эту технику "по заказу", но время от времени попадает в соответствующие состояния спонтанно   часто со значительными результатами для терапии, и почти всегда со значительными инсайтами.
 
 *04.04.2007*
*Р-Д отношение в рекаппинге* В последнее время сложился еще один способ
обхождения с Внутренним Ребенком, не требующий предварительной диагностики, позволяющий эту диагностику осуществлять по ходу дела, и одновременно весьма терапевтичный. Речь идет об опыте включения заботливого и принимающего Внутреннего Родителя в ситуацию, воспроизводимую в рекаппинге.

Пример. Клиент вспоминает себя первоклассником, растерянным от того, что
получил четыре (!) "двойки" за один день. По воспоминанию, время года осень, то есть этот мальчишка только что пошел в школу и по-видимому, совершенно не представляет себе, что от него требуется и что ему следует делать. Учительница же, по-видимому, не понимает, что ребенок "не въехал", злится и хочет привлечь внимание родителей к сложившемуся положению.

 

 Клиент рассказывает, что больше всего его угнетает в этой ситуации, что,
когда он обращается к родителям, они остаются безучастными. Его немного ругают, причем он понимает, что ругают "для порядка", и отправляются смотреть фильм про шпионов по телику. Его смотреть фильм не пускают (ему даже не только хочется смотреть фильм, сколько хочется быть с ними), а говорят, чтобы "делал уроки", а он совершенно не понимает, что ему нужно делать.


Мы видим здесь типичную ситуацию отсутствия эмпатического отклика на нужды ребенка, все по Кохуту.


Клиенту предлагается "сегодняшним собой" пойти в эту ситуацию и стать там Родителем этому Ребенку. Родитель успокаивает Ребенка, объясняет ему, что ничего страшного не происходит, что через некоторое время к школе он приспособится, а сейчас можно посмотреть (вместе!) что задано, как с этим справляться, за что были получены двойки и т.д. Реальные родители, которые смотрят кино, пусть себе смотрят. Они и так уже вполне дезавуированы (по этому поводу была ранее проделана определенная работа), надежды на них нет,
зато появился Внутренний Папа, на которого можно рассчитывать, который
всегда здесь.

 
Когда он реально появляется (в сессии), Ребенок может сообщить ему о своих эмоциях и встретит принятие и "контейнирование" этих эмоций, а также надежную опору для того, чтобы справляться со своими трудностями.

 Другой пример, мой собственный.

Я уже писал о воспоминании, в котором укладывание игр на полку этажерки вызывало у меня трудность до растерянности и состояния угнетенности. Естественно, пользуясь собственными методиками, я привожу в эту ситуацию себя-теперешнего и даю мальчишке возможность укладывать нужное не торопясь, отдавая себе (нам) отчет в том, сколько времени это может занять, просчитывая, нужно ли снимать все игры и все укладывать заново,или удастся все же что-то "подсунуть" снизу.

 Главное, что я могу "себе"(тому и этому) обеспечить, это спокойное разделение задач и оценку их сложности. Как говорил Нейгауз, не стрелять из пушек по воробьям, но и не выходить с игрушечным пистолетом против танка.

Ситуация-в-воспоминании становится гораздо более спокойной и практически
не травмирующей. Ситуации с теперешними "раскладами", от расстановки книжек на постепенно строящихся полках до обхождения с массивом материалов по Кохуту, становятся приятно выполняемыми задачами, а не вызывающими угнетенное состояние проблемами.

<< Вернуться на предыдущую страницу


Top