М. Папуш: Психотехника

Источник: http://papush.ru/


Псѝхоте́хника (от греч. ψυχή — душа, и др.-греч. τεχνικός от τέχνη — искусство, мастерство, умение) — отрасль психологии, получившая широкое распространение в 1910—1930-х гг. и изучавшая приложение психологии к решению практических вопросов, в основном связанных с психологией труда, профориентацией и профотбором. В настоящее время содержание психотехники, её проблемы и методы вошли в сферу прикладной психологии: психологии труда, организационной психологии, инженерной психологии.

История

Термин «психотехника» предложил в 1903 году немецкий психолог В. Штерн, а в 1908 году немецкий психолог Г. Мюнстерберг сделал попытку оформить психотехнику как науку, определив её содержание и методы. В задачи психотехники включалось решение таких вопросов, как профессиональный отбор и профессиональная консультация, профессиональное обучение, рационализация труда, борьба с профессиональным утомлением и несчастными случаями, создание психологически обоснованных конструкций машин и инструментов, психическая гигиена, психология воздействия (в частности, средствами плаката, рекламы, кино и т. п.), психотерапия, психология искусства. Интенсивное развитие психотехники приходится на время Первой мировой войны 1914—1918 гг., когда первоочередными стали вопросы профессионального отбора для нужд армии и военного производства. В связи с этим широкое применение в психотехнике имеет метод тестов. Теоретической основой психотехники стала дифференциальная психология.

Расцвет психотехники пришелся на конец 1920-х гг. Издавались специальные журналы: в СССР — «Психофизиология труда и психотехника» (1928—1932, с 1932 — «Советская психотехника»), в Германии — «PsychotechnischeZeitschrift» (с 1925 г.) и др. В 1927 году в СССР было создано Всероссийское (впоследствии — Всесоюзное) психотехническое общество[1]. Среди крупнейших исследовательских центров: Харьковский институт труда и др.

После постановления постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» психотехника (как и вся практическая психология) попадает под разгром. Организатор и председатель Всесоюзного общества психотехники и прикладной психофизиологии И. Шпильрейн расстрелян. Попадает психотехника под запрет и в нацистской Германии.

Из-за ликвидации психотехники в странах, где она была наиболее развита — СССР и Германии — само понятие «психотехника» теряет прежнее значение[2]. В дальнейшем термин «психотехника» получает все меньшее распространение в литературе. В настоящее время содержание психотехники, её проблемы и методы входят в сферу прикладной психологии.

Другие значения

• В настоящее время в психологии под «психотехникой», как правило, понимают конкретный комплекс психологических приемов воздействия.[3]

• В зарубежном театральном искусстве «психотехникой» нередко называют методику К. С. Станиславского.

• При переводе работ историка религий М. Элиаде на русский язык термин «психотехника» был использован в религиоведении для обозначения йоги.

__________________________________

Со словом «техника» с приставкой «психо», безусловно связываются ожидания озвученные шефом гангстера Ури из к/ф  « Приключения Электронника » : «Ури, где у него кнопка? Ты нашел кнопку…» Нажал на кнопку, и настроение исправилось, спать не хочется, и вообще, что хочу, то и делаю. С собой, а особенно с Другими, чтобы слушались. Гениально эту установку озвучила одна безусловно умная женщина-клиент, где-то на заре моей практики. «Научите меня хотеть то, что я хочу хотеть и не хотеть того чего хотеть не хочу» И действительно, мы же вольны собой распоряжаться, во всяком случае, иногда.

Хотелось бы чаще?

Странным диссонансом этой натуральной разумной установке звучат слова А. Лоуэна, родоначальника собственного эффективного метода в телесно-ориентированной терапии. Отвечая на вопрос о том, кто такой Нормальный человек, Лоуэн говорил:  « Нормальный человек не является для себя средством для достижения собственных целей». Для большего понимания Мастера можно заметить, что его метод был сформирован и эффективно применялся для лечения людей с синдромами группы (А) Тревожно-фобические и депрессивные расстройства психики на фоне сердечно сосудистой проблематики. По социальному положению это были, в основном, высоко оплачиваемые трудоголики. Залогом финансового и профессионального успеха которых как раз являлось функционально -технологическое отношение к себе и сотрудникам.

Группа риска (А) означает наиболее распространенные и чреватые летальным исходом нарушения в образе жизни. Техника обращения с собой во благо и во зло.

_______________________

В основе психотехники лежит базовое разделение внутри субъекта на того КТО делает и Кому он это делает. Психотехника очень широкое понятие, по сути любую осмысленную и упорядоченную деятельность направленную на регуляцию состояния человека, можно обозначить этим понятием.

Общей установкой для применения каких либо техник формирующих опыт является потребность изменения текущего опыта. Основой для возможности применения психотехники является коммуникативная природа сознания. Это значит следующее. Ребенок по своему рождению не обладает сознанием. Если ребенок не будет погружен в обстоятельства сознания, которые проявляются в коммуникации, то сознание, как возможность регулировать свое поведение у него не появится. В психологии это называется феномен Маугли.

Практически это выглядит следующим образом. У новорожденного ребенка, если он здоров, присутствует набор рефлексов, которые позволяют ему остаться живым. Сосание, глотание, дыхание, глазодвигательные и другие рефлексы. У него нет оснований ходить на горшок, это предлагает ему Мама.

Психотехника в вопросах ее применения в быту, имеет важный входной аспект. Психотехника может помочь справиться с текущей ситуацией (регуляция времени, состояния, отношений), тем же самым она может помочь ситуацию изменить. Решение вопроса о том, менять текущую ситуацию или оставлять ее в неприкосновенности не находится в операционной зоне психотехники. Хотя она может помочь расчитить место для более непосредственного узрения фактов и принятия решения. Скрытой слабой стороной этой возможности является увеличение количества выборов, непосредственно следующее за усовершенствованием психотехники. Которое в свою очередь размывает область применения Воли применительно решениям о направлении развития ситуации.

<< Вернуться на предыдущую страницу


Top