Потеря ориентации

Психология – это утверждение очевидного.

У. Джеймс

 

Ориентация /Потеря ориентации/Потеря и восстановление ориентации

Если вслушиваться в вопросы, которые люди задают психологу консультанту или, шире, любому практическому психологу, то большинство из них имеют своей основой состояние растерянности, недоумения, непонимания.

 Скажите, что мне делать с ним (ней)?

 Я не знаю, что мне делать с собой!

 Все, вроде бы, как прежде, но что-то ушло из наших отношений. Я не понимаю что, но что-то важное!

 Был ли я прав в своем поступке?

 Я не знаю, как меня воспринимают, боюсь что плохо.

 Я не вижу смысла в моей работе, но вне работы смысла нет так же!

Во всех этих и многих других вопросах мы сталкиваемся с тем, что человека по разным причинам перестает удовлетворять, наполнять его жизненная ситуация. Иногда человек знает о причинах такого положения вещей, однако чаще их не осознает. Причины могут быть различными. В каком-то случае человек не может найти общего языка с самим собой. Мешают долг или страх, или социальная привычка.

Например, говорят: «Работай, и все будет в порядке», и человек с этим соглашается, но его чувства («Я хотел бы к себе больше внимания со стороны близких»), его тело («Мне нужно больше отдыхать»), оказываются неудовлетворенными. Следствиями такого внутреннего противоречия могут стать немотивированные опоздания на работу, неустойчивое эмоциональное состояние, психосоматические осложнения. Здесь мы могли бы сказать, что человек не ориентируется сам в себе. Его желания противоречат друг другу, а мысли и действия не совпадают.

Та же дезориентация может присутствовать и в межличностных отношениях, особенно в близких, начиная с легких разногласий - различные привычки относительно одних и тех же вещей, средних, - отказ от учета реальных фаз жизни пары, например. Сложных - несознавание катастрофических семейных сценариев. И заканчивая патогенными - неэффективные средства внутрисемейной коммуникации и т.п.

Среди вопросов, в которых человек сравнительно легко теряет ориентацию, можно так же назвать Смысл и направление жизни; возможность устанавливать осмысленные и значимые отношения с другими людьми, и с самим собой; вопросы безопасности (устойчивость) и открытости новому опыту (изменение).

Профессиональная психологическая помощь восстанавливает ориентацию человека на разных уровнях, начиная от понимания того, что происходит, какие интересы задействованы в ситуации, какие чувства присутствуют в ситуации, что сложно принять, с чем не хочется справляться. Далее через анализ возможных игровых, сценарных схем, формирующих ситуацию человека, до вопроса: «А кто собственно ориентируется, кто выбирает?»

Термин ориентация может пониматься в различных контекстах. С точки зрения обычного словоупотребления (которое, впрочем, предлагает широкий ряд коннотаций) потерять ориентацию значит растеряться, выйти из себя, «поплыть», действовать неадекватно ситуации. Восстановить ориентацию - прийти в себя, действовать адекватно, сосредоточиться.

Безусловно, существуют различные способы ориентации, но нам хотелось бы подчеркнуть наличие процесса ориентации и на уровне ощущений (индивидуальность), и на уровне эмоций и чувств (сущность), и на слое социальной личности (пространство отношений), и на слое экзистенции (контакт человека с жизнеопределяющими категориями: смертью, свободой, изоляцией и ответственностью).

Процессы разрушения и восстановления человеческой ориентации различны и все они обладают своей спецификой. Нельзя, например, рассматривать проблему человека исключительно с точки зрения установления адекватных и разрушения неадекватных связей. В таком случае вне зоны нашего рассмотрения окажутся вопросы выбора, ответственности, самоопределения, самостоятельности и т.д.

Так же, например, будет неверным решать проблему исключительно в направлении высвобождения спонтанности. Человек, не имеющий границ, действующий исключительно из собственных чувств, создает себе и другим не меньше напряжений, соответственно и проблемных ситуаций, чем ограничивающий, «душащий» себя правилами и условностями. Более спонтанный способ поведения создает больше внешних напряжений (напряжения в значимых отношениях), более произвольный – больше внутренних проблемных напряжений (принятие себя, право на собственные чувства и поступки, слишком сильный самоконтроль).

При всем многообразии ориентировочных процессов их человеческая специфичность заключается в том, что все данные, как полученные в непосредственно переживаемом опыте (ощущения, эмоции), так и относящиеся ко времени (воспоминания о прошлом, предвосхищения будущего) даны человеку в поле сознания.

Наличие сознания проявляет себя в нескольких формах:

Прежде всего, как представленность опыта в рефлексии, сознавании, осведомленности. Эта позиция подразумевает нетождественность, разрыв между воспринимаемым и воспринимающим. Ощущение от предмета не есть сам предмет.

 Слой имен, названий, знания. Когнитивные карты, знание о… Ориентируясь на этом слое, мы выясняем значение происходящего и поступаем соответственно выясненному. Вопросы - Что это такое? Какова здесь действительность?

 Следующий слой, - это слой, на котором мы не выясняем, но создаем определенную действительность. Это слой утверждений. Будет вот так.

Первая форма - собственно наличие сознания, что для своего воплощения требует специальных условий. Вторая содержит в себе созданные, готовые формы, в опоре на которые реализуется возможность сознания. Мы обнаруживаем действительность с наличием сознания. Третья относится к творчеству, созданию новых форм и отношений в пространстве осознанной жизни. Мы создаем действительность.

Все вышесказанное пока относится к тому, что если мы говорим о человеческой ориентации, мы имеем в виду довольно сложно устроенную ситуацию, которую, например, можно прогнозировать с достаточно низкой степенью вероятности. И в такой ситуации всегда есть возможность выбора, которая определяется многими переменными, и не только когнитивного характера.

Мы живем в быстро меняющемся мире. Скорость изменения действительности опережает прогнозы футурологов. Так же мы живем в постмодернистских пространствах, и это означает отсутствие какой-либо единой для всех устойчивой системы трактовки данных. Таким образом, отсутствует единая система ориентации и практически каждому человеку приходится вырабатывать свою систему взглядов на реальность. С одной стороны, это положение обеспечивает высокий уровень свободы, с другой, предъявляет высокие требования к уровню индивидуации (в смысле К.Г.Юнга).

К уровню осознанности мотивирующих поведение тенденций и качеству индивидуального ответа данным опыта и построению гармонической последовательности взаимодействия с миром. Удовлетворяющей необходимости как поддержания жизни (текущие нужды), так и индивидуального роста, реализации и развития собственной системы контакта с миром.

Между человеком и миром устанавливается система отношений. Она может быть представлена как крест. Одну ось которого представляет ось времени, другую – ось пространства. Ось времени существует благодаря наличию сознания. Так же индивидуальное сознание возникает в процессе обучения существованию во времени. Существование во времени, особенно на первых этапах его установки, реализуется через пространство значимых отношений с другими людьми, родителями, субъектами социализации. Для ребенка, например, «завтра» выступает очень конкретно, например, «мы завтра куда-либо пойдем с мамой, или нет»?

Таким образом, пространственные события; чувство комфорта или дискомфорта, голода или сытости; разнообразные ощущения и переживания, открывающиеся нам во взаимодействии с другими людьми так же становятся обусловлены контекстом времени, как действием отношения, которое расположено во времени.

Однако есть точка присутствия, расположенная в моменте настоящего. Из которой, собственно, регулируется поведение и производится ориентация. Производит действия и испытывает на себе воздействия всех четырех направляющих. Прошлое – будущее, внутреннее – внешнее. Ситуация может меняться достаточно быстро. Это бывает обусловлено либо внутренней динамикой развития человека, либо изменениями во внешних обстоятельствах. Система отношений с миром может являться достаточно гибкой, энергоемкой, дрессированной, точной, обладает ресурсами сил. Такая система (мы назвали ее метаболитический ромб) может отрабатывать достаточно сложные и энергоемкие взаимодействия.

Например, (по минусу) в ситуации кризисного увольнения и быстрых поисков новой работы, смерти близкого человека, разводе. По плюсу, создание своего творческого стиля или направления, внимательному и полноценному воспитанию ребенка, реализованности в какой-либо области. Эта позиция соотносится с тем, что А.Адлер назвал «копинг»-механизмы. Механизмы «совладания» с миром. Справляется человек или нет?

Таким образом, мы говорим о качестве присутствия, которое необходимо должно соответствовать требованиям наличия присутствия (самосознания), и обладать определенными навыками «совладания» (обученностью). Формы присутствия мы определяем следующим образом: Отождествления, Идентичности и Тождественность. Отождествления - это процесс чувственного контакта с миром. Идентичности – это наши выученные системы восприятия мира во времени и пространстве, социальные роли и позиции. Это системы трактовки и организации опыта.

Как правило, идентичности обладают взаимно дополнительными качествами и находятся в ситуации сотрудничества друг с другом. Важность этого слоя сложно переоценить. Начиная с того, что первичное обучение сознанию как раз происходит в системе идентичности родительской семьи. Продолжая тем, что практически все аспекты современной культуры реализуются благодаря сложному взаимодействию огромного количества идентичностей (культура, технология, управление ресурсами, политика.) Заканчивая тем, что сложно размышлять и работать, не имея возможности гарантированно сходить в магазин. Так же система идентичностей подвержена эволюции и развитию.

Однако, в том случае, если мы говорим о реализованной, не только «справляющейся», но и творческой идентичности, мы непременно говорим о возможности выйти за рамки представлений, посмотреть на себя и на ситуацию «со стороны». В таком случае имеется в виду тождественность, которая реализуется на слое «я есть я». О некотором беспредметном переживании себя как простого наличия, однако наличия себя сознающего. Эта структура возникает позже всех, однако именно она обеспечивает возможность ответственности и выбора.

Из точки тождественности и происходит регуляция жизни на слое идентичностей.

Итак, система отношений с миром «метаболитический ромб» может быть настроена на различных качественных уровнях. Например, уровни, обладающие большей свободой отличаются низкой внешней детерминированностью и высокой внутренней детерминированностью. На уровнях меньшей свободы влияние внешних факторов повышается, а внутренних наоборот, ослабевает. Так же фактически. Человек может плотно поужинать, посмотреть блокбастер, рано встать на работу, весь день содержательно общаться по поводу накладных на морозе, выпить водки, поговорить с детьми про школу, посмотреть мелодраму ….. это не оценка. Такие люди асфальт кладут, а другие по нему ездят.

Однако уровень возбуждения центров, характер и содержание энергетического обмена будет находиться на уровне достаточно плотных вибраций, не отличающихся точностью и тонкостью. Но, с другой стороны, возможность справляться с большими потоками энергии, прилагать существенные физические усилия эффективнее на уровне простых и ритмичных вибраций. Соответственно в практическом смысле, мы можем задаться вопросом о ширине «коридора комфорта», то есть диапазона состояний, которым мы, в принципе, можем отвечать. Мужчина, отец, научный работник, турист, художник, столяр…

В том случае, если наличествующая система отношений с миром не справляется с метаболизмом, становится необходима трансформация. Трансформация обозначает существенное изменение как содержания контактов, так и изменение отождествлений (другой опыт), и идентичности (ей): «Я считаю себя другим человеком».

Положительное контактное взаимодействие (изменение) с фактическим потоком устойчивых переменных (отрицательный контакт – безответственное избегание), с фактурой опыта (на уровне трансформации), неизбежно актуализирует субъективное ощущение изменения, соответствующее критическому направлению «креста реальности». Критическое отсутствие гарантированности будущего вызывает страх, необходимость изменения отношений, сложившихся в прошлом – вина, и изменение напряжения потока и интенсивности опыта в настоящем – стыд. Эти чувства являются точным эквивалентом границ метаболитической решетки. И мы говорим о возможности положительного преодоления границ: будущего - через ответственность и заботу, прошлого – через осознанное, с учетом всех необходимых факторов (например, реальность другого человека), изменение отношений, соответствующее потребности текущего момента индивидуального развития. Стыд может быть пройден в опоре на любовь.

Собственно фактический ответ этим переменным задает уровень качества присутствия в ситуации и гармоничности новой, формируемой системы связи с окружающей действительностью.

Выстроенная метафора, таким образом, дает возможность анализа процесса любого кризисного изменения, как индивидуального характера, так и на уровне взаимодействия нескольких систем, обладающих выделенным присутствием.

Сопоставление данных пространственного и временного характера, ресурсы и резервы ситуации, определение направления требуемого изменения, моделирование ответов на дестабилизирующие факторы и возможные результаты этого процесса. Качественная оценка изменений. Также эта метафора позволяет отслеживать процесс не только с точки зрения фактичности проживаемого опыта, но и относительно переменных морального характера. Можно, конечно, не обращать на них внимание. Однако, как мы заметили, такие понятия, как: свобода другого человека, индивидуальная ответственность, «окаянство», контроль, «бесстыдство» и другие, имеют техническое значение. То есть от характера ответа будет зависеть качественный уровень, на котором будет располагаться посткризисная метаболитическая решетка.

Также становится понятной связь таких понятий как «личность», «воля», «выбор» с уровнем абстракции морального характера.

Собственно основным посланием этого текста является признание бурного потока изменений, может быть, вне нашего желания, который захватывает и предъявляет требования нашей возможности справляться с этим потоком. И попытка создания модели или метафоры этих изменений, с целью осознанного в них присутствия.

Мы нуждаемся в разумной поддержке наших изменений, в более четкой и разумной ориентации в этих процессах, с целью создания возможно более гармоничных и удовлетворяющих отношений с собой и с окружающим миром.

Данный текст является фрагментом книги Д.С.Тимофеева «Динамики психических трансформаций», 2007.

Автором выше описанный подход использовался в различных практических направлениях: в непосредственном процессе психологического консультирования и психотерапии, при осуществлении профессионального анализа суицидальных попыток, при оказании помощи в случае постразводного синдрома. На его базе была создана методика работы с посттравматическим расстройством. А также были созданы индивидуальная и групповая коучинг-программы для людей, испытывающих потребность в существенном изменении своей жизненной ситуации.

Описанный здесь подход используется уже более 10 лет значительным количеством профессионалов.

<< Вернуться на предыдущую страницу


Top