Момент управления поведением

Карта Ситуации Личности. Управляющий момент.

Самоуправление. Чем-то это может отличаться от Самоуправства?
Правим собой. Как? Каков голос который мне приказывает или управляет мной? Кто это? Какая у него интонация, что я с ним делаю, как слушаю, обманываю ли, защищаюсь ли? Или перевожу. Даю зароки. Или это может быть не голос, а ощущение?
Это важная функция, контакт с существенным. Если какое-то время жизни проводить в бессмысленных или странных приказах себе при невозможности их выполнить, то уж точно будет сложно увидеть зону своего поведения, как возможного, так и полезного.
Это один из основных интересов нашей Группы

Существует Управляющий Момент (УМ) нашего поведения. То есть, наше поведение может быть осознано и целенаправленно, в той или другой степени. Управление ориентировано на эффект, на изменение. Этот эффект может быть избыточным/недостаточным, либо пропадает вообще.

Наша возможность самоуправления теснейшим образом связана с переживанием свободы. Какое управление собой может быть, если мы не свободны?

Детская: Я могу быть собой, потому что меня любят и принимают. Это, конечно, зависит от Родителей, делом которых является двойная задача. С одной стороны, управление поведением, с другой - поддержка, защита и опора. Воспитание. Это также формируется в разрыве. Мы тебя любим, но требуем от тебя. Также, с одной стороны, мы бы хотели, чтобы дети были самостоятельны, с другой - чтобы делали, что от них требуют. Наличие двух разнонаправленных задач в поле воспитания ведет к необходимости формирования навыка самоопределения, который в последствии становится основным ресурсом личности.

Подростковая: Имею право на себя, самоопределение, могу располагать собой. Как правило это отрицательная форма свободы, связанная с жесткой проявленностью позиции права на себя. Для того, чтобы быть так свободным, надо просто иметь свободу кого-то послать. 

Ранняя молодость:  Я могу быть собой, потому что у меня есть удовлетворительные отношения. Здесь также мы сталкиваемся с необходимостью разрешать противоречия. Как быть с кем-то близко, при этом оставаясь самим собой. 

Взрослая: Я могу быть собой потому что я реализуюсь в Мире. Открыт миру, развернут на внешние задачи. С этой позицией, как правило, связана тревога реализации, вызов воплощения. Здесь человек отвечает на вопрос, каковы мои достижения. Возможности. 

Нет правила, согласно которому на задачи третьей позиции надо выходить при заполненных двух первых. Однако, если человек не получил права на себя в первой фазе, то, скорее всего, любое внешнее действие, которое будет совершаться, будет связано с потребностью доказать право быть самим собой. То есть, вступать в подростковый конфликт во всех отношениях, которые значимы, например, парных или трудовых. В этом конфликте есть две возможные стратегии. Одна связана с неуместной агрессией. То есть, человек настаивает на том, что не имеет отношения к делу. Вторая,- также основана на неуместном, неопределяемым делом, функцией, подавлением себя. Реализация обеих стратегий ведет к смутному или яркому недовольству собой. Которое, опять же, как правило, является неразрешимым, так как подменяются зоны реальности. Подростковое право быть собой - это совсем не право быть собой в близких отношениях, которое определяется индивидуальной ответственностью за совместность. Как агрессия, так и " подчинение" здесь становятся безадресны и не ведут к цели.

Все в конечном счете приводит к вопросам управления. 
Как мы понимаем, социализация и обучение сознанию происходит за счет внешнего, сначала прерывания, а затем более мягкого регулирования "естественного", в широком смысле не рефлексирующего поведения. 
Человек располагает УМ в той или иной зоне, например, начинает выяснять отношения с супругой, утверждая свое подростковое право быть собой при ней. И здесь мы говорим об УМ, об эффекте, и имеем непопадание. Действие оказалось направленным не туда. Все это мы проговаривали через вызов. Какова задача, в чем вызов ситуации.

На УМ оказывают влияния зоны конфликта. Кто-то в нас говорит "делай!", кто-то говорит "не делай!", кто-то - "задолбался, но делай все равно!".

Свои инсайты мы используем по-разному. Можно было бы начать что-то с этим делать и использовать по назначению, куда-то, но мы зачастую начинаем это использовать как оправдание собственному существованию. Болезнь белого человека: если понял – значит, можно ничего не делать.

И это все оказывает влияние на УМ. Как правило УМ у нас травмирован сам по себе. Для того, чтобы мы могли управлять собой, нами сначала управляют другие. Нас выбивают из организмического равновесия и учат управлять собой. С помощью каких механизмов? Точка сознательного управления своим поведением травмирована всегда. Кто говорит, что говорит? Почему он говорит именно это? Давление на управляющий момент.

Весь этот разговор имеет смысл только если мы имеем виду задачу, которую нужно выполнять. И точное попадание в эту задачу.

На что может опираться УМ? Привычки, опоры организационные, например, если вы любите то, что вы делаете. В этом случае ваш управляющий момент более адекватный – есть на что опереться.

Зона люфта. Очень часто люди себе врут, конечно, из благих побуждений. Человек относится к себе как человеку, к которому он бы хотел так относиться. Т.е. мы любим себя такими, какими мы бы хотели быть. Человек пытается попасть в некоторое описание себя, которое ему будет безопасным, желанным. Очень тонкая форма лжи.

Про доверие себе. То, что я могу управлять своей жизнью, так, как мне это более или менее хочется. Если у нас зона рекреации, где мне надо не только работать, но и отдыхать.

Все это сводится к простому ощущению: довольны ли мы собой. Я у себя есть или меня у себя нет. Мое присутствие, мое наличие – гражданское. То место где между мной и миром не размещено ни Господа бога, ни госструктуры, где есть я как я. Не спасаемый, не спасающий, китайцы называют это словом искренность. Искренность чего? Искренность присутствия. Наше присутствие разделено и соотнесено с тремя частями: тело, социум и личность – три точки идентичности. В данный момент в философии нет определения личности, и это проблема – приходится выдумывать что-то свое. Личность у нас это то, что выбирает, совершает выбор – решает. Функциональное определение, но других нет. 

В одном углу социальность, снаружи – пространство наших внешних формальных дел, внутри социальная идентичность. Здесь работает слово должен и это нормальная мотивация. Не надо говорить что никто никому ничего не должен – это не так. Мы находимся в системе отношений, мы каким-то образом связаны с этой системой отношений, у нас есть функции, и в том случае, если мы берем ответственность за выполнение формальных процедур, эти процедуры начинают нас же и создавать. И здесь я имею право, потому что я обязан.

Верхний угол – это тело, внутри сущность – наше переживательное начало. То, что я переживаю, хочу/не хочу, нравится/не нравится.

А внутри всего - та самая искренность. Совпадение или несовпадение с самим собой. Собирается все это в очень простое ощущение себя. Переживание себя. Его можно делить на части, одно относиться туда, другое – сюда. Но если мы делим на части, то мы теряем ощущение целого и оно неконкретно. Бывают, конечно, конкретности, когда сел на иголку  и сразу знаешь что тебе делать в данный момент, но таких ситуаций бывает гораздо меньше. Я бы рекомендовал сюда прямо не смотреть, известна ситуация про сороконожку, которая считала свои ноги, но бывает что надо посчитать.

Истории про людей, которые, будучи активными, попали в затруднительное положение, в котором их система ориентации не работала и они начинают копаться: кто я такой и что я такое, и на самом ли деле это я?

Каждый имеет право распоряжаться собой по собственному усмотрению – все чудовищно свободны. Если человек хочет вложить свою свободу в какие-то свои обязанности и дела, то я не в праве говорить ему что он не прав. Это оставляет момент вызова более жестким. Нет правильного, нет неправильного, но есть процессы которые нас снижают, а есть процессы которые нас поднимают. Есть процессы, которые нас разрушают, а есть процессы которые нас собирают. Но все хорошо в свое время. И разрушение - такое же благо, как и созидание.

Люди, которые начинают заниматься психологией, пытаются найти ответ на вопрос "как правильно?" и как правило оказывается, что в лучшем случае они получают описание: налево пойдешь - в болото попадёшь, направо пойдёшь - коня потеряешь… . Это в лучшем случае. А куда нужно идти в конкретной ситуации – этот ответ не даётся. В колоде Таро нет двух карт – Бога и Человека. Остальные все есть. Про тебя тебе никто не скажет. Что, конечно, не снижает ценности профориентационной работы в соответствующем возрасте, но она не про все, не про то что нужно.

Разговор об УМ – это по-другому, речь здесь о структурировании вызова. Говорим про три точки ориентации, про то, что собирает три точки ориентации в одну структуру. Говорим о том, что у нас бывают травмы, связанные с моментом управления.

По сути, рычаг один – в одном месте, но весьма принципиальном – выходим ли мы к напряжению жизни находясь в активной, может быть, воспринимающей, но все равно активной позиции, либо мы сливаемся – не выходим. Возможность каким-то образом защищать свою сущность, возможность полного взаимодействия в социуме - требует выбора и некой избыточной позиции по отношению к предложенной реальности. Если есть этот избыток, то мы можем говорить о жизни как о поле задач, а не о поле проблем.

Бывало спрашиваешь человека: чего ты хочешь? Три желания. Два всегда очень простые: здоровья и денег, чтобы не думать об этом особенно. Они по недостатку – хочу добрать то, чего мне не хватает, третье желание избыточное – оно излишнее по отношению к выживанию. И вот здесь опять развилка. Третьим желанием человек говорит: хочу стать лучше, мудрее и пр. В этом третьем желании человек ориентирован сам на себя и становится пределом самому себе, границей своего восприятия ситуации. То есть он направлен на самого себя, зачем-то. Прямым полем деятельности для активного человека является МИР. Действия в мире. Выучить роль, написать диплом, построить дом, ... Мир большой.

После того, как захотелось жить по-другому, нужны силы, чтобы выйти в активную позицию по отношению к своей жизни.

Для начала можно заняться попаданием.

Уместность. Это слово значит очень многое – почти все. Про то, что хороша ложка к обеду. Например, насколько уместно что-то для двоих в той или иной ситуации. Как, например, им будет комфортнее, где они смогут быть более открытыми и близкими: в постели или за столиком в кафе?

Упражнение на встречу и о том как у нас организован УМ. Что мы ставим между собой и миром, на что мы опираемся, даем ли себе возможность подумать - и как думаем?

Мы проживаем свою жизнь проектами: сейчас я собой управляю, а сейчас не управляю – очень хорошо )) Мы не можем лишиться сознания. Хотя и существует путь, при котором человек отказывается от себя, но тогда он должен себя кому-то вручить, иначе будет плохо. Будде, Христу, Кришне, шаманской традиции.

(Антон: Мужу.

Дима: Чего ты себя все время хочешь вручить мужу?)

)))

УМ про решение и позволение. Что я решаю себе позволить? Когда это адекватно/уместно?

Легкость ситуации заключается в том, что нет напряжения на содержании. Нет ничего должного, если мы не решили. А что решили, то должны. Мы не должны быть какими-то, мы должны быть. И это быть не переносится большинством, потому что оно наполнено содержаниями критического характера. Как все задолбали и тп. И понятно, что в некоторых ситуациях очень сложно быть, если я не свободен. Эта штука про свободу, которая единственная дает право и ресурс быть личностью. У личности единственный ресурс – свобода выбора. 

Существуют периферийные состояния, существуют центральные. Стремление из периферии в центр, сжатие, я сам, свой ресурс. Выделенное присутствие. Из центра к периферии. Ресурс вовне. Вовне мотивация.
В центре достижение. Пребывание в вечности. Такая точка отсчета, которая явственна. Ценность. 
Александр Блок: "Вхожу я во темные храмы, свершаю я тайный обряд..." Здесь же и все, что подпадает  под "где ты , где ты... Ханни?"
Леонид Аронзон: "Боже мой, как все красиво, каждый раз как никогда, нет в прекрасном перерыва, от вернуться Б, но Куда?" 
Собственно организация внимания и управление поведением происходят в момент выбора позиции. Позиции нас тоже выбирают.
Наблюдаемая тенденция заключается в том, что, как правило, мы выбираем привычные позиции отношения к опыту. Каждая из этих позиций, независимо от источников ее формирования, определяет нашу конфигурацию ответа и с практической точки зрения позволяет пользоваться теми или иными личными ресурсами, которые мы активируем в своем ответе. 
Например, мотивом к написанию этого текста явилась ситуация в которой Человек выбирает отношение, которое заставляет его быть бессильным, претерпевающим ситуацию, частью которой по жизненным обстоятельствам, он является. Конечно, наличествует Один Единственный Выбор. Или Так - Или Никак. И вот мы опять погружаемся в разбор ситуации, где на дне обнаруживается ступор, как бы немотствование (немота) человека перед определенными обстоятельствами его жизни. Это непроходящее, непроходимое напряжение  - есть начало разрушения, как минимум - разрушения активной позиции по отношению к жизни.

Ответ один. Согласие на Хаос. При своем присутствии. Это даже не "может быть страшно". Это зачастую просто Страшно. Но только эта позиция, назовем ее позицией Шута, позволяет сохранить Возможность своего Ответа, в ситуации таким образом Свернувшихся во взаимном влиянии жизненных обстоятельств. 
Шут, переформирующий границы, остается прерогативой Мужского в этом мире, поглощенном функциональностью и пользой. 
Можно ли научить быть Шутом? Учить надо не этому. То, что требует обучения, - это Решение игрока о том, какие фигуры и состояния имеют доступ к его текущей ситуации.

Залогом возможности делать, является возможность не делать, попросту распоряжаться. За очевидной простой в понимании события, управлять собой, справляться, достигать. Здесь есть еще и другой конец. Это недеяние, или У-Вей, у Катайских Даосов. Распоряжаться своим бездействием, которое, в свою очередь, становится таким действием. 
Одной из основных проблем сегодняшнего мира является высокое напряжение, связанное с необходимостью достижения. И как сложно бывает себя на это "делать" собрать, как сложно решить, какое "делать" важнее. 
В бездействии, полном решительности, обретаем свободу от всего и ни для чего, просто потому что Вы можете себе это позволить. Сейчас.

Новая женщина это новая судьба, даже если это и на вечер.

Травматическое решение, в общем это похоже на то, чтобы перестать быть человеком. То есть потерять качество личности. В любую сторону. В сторону агрессии, или в сторону депрессии. Качество личности - это возможность располагать самим собой по своему решению. Нарушение в стремлении постоянно собой располагать может быть определено через не возможность регулировать свой долг в коммуникации. Я должен, должен как, должен кому. Самостоятельно ответив на этот вопрос, мы можем получить возможность быть в осознанном, открытом контакте со своим управляющим моментом.

<< Вернуться на предыдущую страницу


Top