Мелкие тираны

Работы студентов: М. Коробова

Карлос Кастанеда. Огонь изнутри. Глава 2. Мелкие тираны (избранное)

По словам дона Хуана, чувство собственной важности является самым энергоемким фактором для воина. Великие мастера искусства сталкинга выработали наиболее эффективную стратегию высвобождения личной энергии для использования ее при встрече с неизвестным.

Эту стратегию составляют шесть взаимодействующих между собой элементов. Пять из них называются атрибутами образа жизни воина: контроль, дисциплина, выдержка, чувство времени и воля. Все они относятся к миру воина, ведущего битву с чувством собственной важности. Шестой же элемент – наиболее, пожалуй, важный из всех – относится к внешнему миру и называется мелким тираном.

Мелкий тиран – это мучитель. Некто либо обладающий властью над жизнью и смертью воина,  либо просто раздражающий его до безумия.

Из классификации новых видящих, не лишенной чувства юмора, несмотря на то, что речь идет едва ли не о самых важных и серьезных вещах:

- во главе классификационного перечня тиранов то, что является истоком всего, – первичный источник энергии. Поскольку он является единственным и полноправным правителем всей вселенной - просто тиран.

- любые другие деспоты и диктаторы стоят неизмеримо ниже категории тирана. По сравнению с источником всего сущего самые могущественные и беспощадные тираны рода человеческого являются жалкими шутами и потому относятся к категории мелких тиранов – “пинчес тиранос”.

- кроме того, существует два подкласса малых мелких тиранов. Первый подкласс составляют мелкие тираны, во власти которых всячески преследовать человека и даже довести его до нищеты, но которые не могут непосредственно лишить его жизни. Их называют мелкие тиранчики – “пинчес тиранитос”. Второй подкласс состоит из мелких тиранов, которые просто бесконечно раздражают и надоедают. Их название – мелюзговые тиранчики – “репинчес тиранитос”, или крошечные тиранишки – “пинчес тиранитос чикититос”.

В подкласс мелких тиранчиков входят четыре их категории:

те, что мучают посредством жестокости и насилия;
те, кто своей хитростью и нечестностью создают невыносимую обстановку неуверенности и постоянных опасений;
те, которые нажимают на жалость – эти терроризируют посредством своего собственного страдания;
 те, которые просто приводят воина в бешенство.

Разрабатывая свою стратегию, новые видящие имели в виду смертельный номер, в котором мелкий тиран подобен горному пику, атрибуты же образа жизни воина – альпинистам, которые должны встретиться на его вершине.

Данная стратегия не только позволяет избавиться от чувства собственной важности, но также готовит воина к окончательному осознанию того факта, что на пути знания в зачет идет только безупречность.

Обычно в игре участвуют только четыре атрибута, пятый – воля – всегда находится в запасе на случай, так сказать, рукопашной схватки, потому что воля принадлежит к иной сфере бытия. Она относится к неизвестному. Остальные четыре относятся к сфере известного. И там же обитают мелкие тираны. По сути, в мелкого тирана человек превращается вследствие своего маниакального пристрастия к власти, к возможности быть правителем в сфере известного. Причем власть имеется в виду в самом широком смысле.

Заставить вступить во взаимодействие все пять составляющих способен только видящий, который, кроме того, является также истинным воином и мастерски владеет волей. Организация такого взаимодействия – сложнейший прием, абсолютно недоступный для обычного человека в его нормальном состоянии.

Итак, чтобы справиться с самым худшим из мелких тиранов, достаточно четырех составляющих, осталось его отыскать. Мелкий тиран является внешним элементом и относится к тому, чем мы не можем управлять непосредственно, и этот элемент – самый важный. Воин, которому удалось случайно наткнуться на мелкого тирана, – просто счастливчик. Потому что в противном случае ему придется покинуть насиженное место и отправиться на поиски своего мелкого тирана.

Одним из величайших достижений видящих времен Конкисты было открытие конструкции, которую дон Хуан назвал “трехфазной прогрессией”. Постигнув человеческую природу, видящие того времени смогли прийти к неоспоримому заключению: если видящий способен добиться своего, имея дело с мелким тираном, то он определенно сможет без вреда для себя встретиться с неизвестным и даже выстоять в столкновении с непознаваемым.

 Обычный человек расположил бы эти три утверждения в обратном порядке. Тогда получится, что видящий, способный остаться самим собой в столкновении с неизвестным, гарантированно может справляться с мелкими тиранами. Но в действительности это не так. Ничто так не закаляет дух воина, как необходимость иметь дело с невыносимыми типами, обладающими реальной властью и силой. Это – совершенный вызов, и только в таких условиях воин обретает уравновешенность и ясность, без которых невозможно выдержать натиск непознаваемого.

Итак, для сражения с мелким тираном необходимо разработать стратегический план, в основу которого лягут четыре атрибута образа жизни воина: контроль, дисциплина, выдержка и чувство времени.

Видящие считают, что на пути знания имеются четыре основных шага. Первый – решение начать учиться. Второй шаг ученик делает тогда, когда ему удалось изменить свое отношение к себе самому и к миру. Ученик становится воином – это и есть второй шаг. Воин уже обладает железной дисциплиной и способностью к полнейшему самоконтролю. Третий шаг может быть сделан только после обретения выдержки и чувства времени. Заключается же этот третий шаг в том, что воин становится человеком знания. И когда человек знания обучается видению, он становится видящим, сделав тем самым четвертый шаг.

Воин должен быть ориентирован на себя, однако не эгоистически, а в смысле непрекращающегося и возможно более глубокого изучения своей сущности.

Идея использования мелкого тирана состоит не только в том, что это необходимо для закалки духа воина, но также и в том, чтобы извлечь из этого максимум радости и удовольствия J

Сталкиваясь с мелким тираном, обычный человек не имеет стратегии, на которую мог бы опереться. И самое слабое место обычного человека – слишком серьезное отношение к самому себе. Все свои действия и чувства, равно как действия и чувства мелкого тирана, обычный человек рассматривает как нечто предельно важное, нечто, имеющее решающее значение. Воин же не только обладает хорошо продуманной стратегией, но и свободен от чувства собственной важности. Его чувство собственной важности обуздано пониманием того факта, что реальность – всего лишь наша интерпретация мира. Знание это стало решающим преимуществом, которым обладали новые видящие.

Может ли мелкий тиран из разряда “крошечных тиранишек”, одержать победу над воином? - Сколько угодно! Но у воина всегда имеется шанс восстановить силы и начать сначала. Но есть и другая сторона этой проблемы. Поражение, нанесенное крошечным тиранишкой, не смертельно, но опустошительно. Воинов, поддавшихся мелочным тиранчикам, уничтожает чувство поражения и ощущение их собственной никчемности.

Как оценить – кто потерпел поражение, а кто – нет? - Побежден любой, кто пополняет ряды мелких тиранов. Действовать в гневе, без контроля и дисциплины, не имея выдержки – вот что значит потерпеть поражение.

Что происходит после того, как воин потерпел поражение? - Он либо пересматривает свои позиции и производит перегруппировку сил, либо прекращает поход за знанием и, пополнив собою ряды мелких тиранов, остается там на всю жизнь.

<< Вернуться на предыдущую страницу


Top