Экзистенциальная аналитика личности

Кандидат Психологических Наук Тимофеев Д.С
 

1. Основы формирования личности в коммуникативных процессах       

2. Переход от инстинктивного способа регуляции поведения «организм в среде» к сознательному способу регуляции поведения, «личность в коммуникации». стратегии социализации. Проблемные и функциональные коммуникативные стратегии социализации.                                                                                          
3. Базовые копинг механизмы тактика и последовательность этапов контакта-совладания.

4. Точки идентификации личного присутствия. Тело. Объем субъективных переживаний. Социальная идентичность. Роли, функции. Личность. Выбор. 

5. Динамика взаимодействия триады. Функциональность и проблемные стратегии. 
                                                                                                                     
6. Реализационная динамика личности. Крест реальности. Рассматриваем процессы формирования взаимной значимой связи Человека и Мира. Процесс взаимодействия рассматривается как этический коммуникативный выбор.             

7. Предельные данности личностного присутствия в мире. Смерть. Свобода. Другой. Ответственность.                                                                                      

8. Личность рассматривается как актор и результирующая тех выборов, которые человек делает на материале конечных данностей своего существования 

Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

Наша Личность это то, что существует на границе, Между бесконечным внутренним и бесконечным внешним.

Мы определяем личность с точки зрения тех действий, которые она выполняет:

Идентичность, соотнесенность с самим собой.Самость.  Личная история, как структура установок на взаимодействие с собой и окружающим миром. Свобода, возможность Выбора.   

1. Основы формирования личности в коммуникативных процессах

 Переход от инстинктивного способа регуляции поведения «организм в среде» к сознательному способу регуляции поведения, «личность в коммуникации».

Особенностью инстинктивного существа с точки зрения процессов ориентации является то, что мы можем наблюдать нерасторжимое единство между животным и его опытом. Управляющим моментом его поведения будет инстинкт. Который идеально приспосабливает организм данного типа к данным условиям его существования. Мотивирующим поведение моментом здесь является либо прикосновение внешней среды, либо естественно возникающие потребности. Важным здесь является то, что и внешние и внутренние мотивирующие факторы попадают под инстинктивный способ организации поведения, который предусматривает различные варианты поведения но не бесконечно. И говорить здесь о свободе регуляции мы не можем. Хотя, конечно, существуют различные примеры непредсказуемого поведения животных, но мы рассматриваем инстинкт скорее как принцип организации поведения подразумевающий, возможно, сложно устроенное, но все-таки целесообразное поведение служащее репродукции вида и вписывающее такой тип живого существа в общую экологическую ситуацию Жизни, где всему найдется свое место.

С появлением сознания картина меняется.

Как мы помним, сознание подразумевает возможность разделения опыта и рефлексии, что дает возможность для более широкого установления различных значений непосредственно переживаемого опыта. Установление этих значений зависит уже не от инстинктивной программы, но от культурного описания, особенностей установки этого культурного описания, личного субъективного, опыта по реализации этого описания на материале собственной жизни ☻

Таким образом, мы говорим о замещении инстинктивного способа ориентации на сознательный. Сознательный способ ориентации несет в себе: сформированный социальным воспитанием базовый разрыв между непосредственными опытными данными и знанием об этих данных, систему представлений (на пример мифологическую) в пределах которой размещается сознание. Сознательный способ ориентации выдвигает требования: формирования тождественности следующего уровня, которая обнаруживается как представленность в слоях культурных описаний и создается как практика индивидуального построения жизни в условиях пересечения культурных требований и индивидуальной жизни.

Так же и выделенная индивидуальность имеет свои линии напряжений, например экзистенциального характера. Однако эти линии напряжений связаны уже не с миром природы, но с особенностями появляющимися вместе с наличием сознания, то есть в мире действительности. Здесь подходящее место для того, что бы проиллюстрировать различие подхода опирающегося на ориентацию от когнитивного подхода. Может показаться, что специфически человеческая ориентация – это то, что опирается на некоторое культурное знание, карту территории, относительно которой происходит ориентирование на территории непосредственно переживаемого опыта, что собственно равно когнитивному подходу. Мы добавляем к этому описанию также проблему установки индивидуального сознания, история которого, как мы показали, может существенно влиять на индивидуальную ориентацию.  Также мы вносим параметр выделения индивидуальной представленности человека на пересечении культурной и индивидуальной жизни с необходимостью не только обнаруживать, но и создавать окружающую действительность. Таким образом, в центре понятия ориентация лежит выделенное присутствие, которому даны факторы культурного (факт когнитивного представления и история приобретения этого культурного представления), индивидуального (непосредственно переживаемый опыт), и феномен размещенности сознающего человека среди данных опыта связанных не только с пространством но и со временем.

[Скругленная прямоугольная выноска: Давление социализации] [Скругленная прямоугольная выноска: Поведение организма в среде среде] На простой схеме это выглядит так:

Таким образом, Основным вопросом качества идентичности и системы управления поведением является история формирования навыка сознания и управления собой в условиях сознания и реальности.

Проблемные и функциональные коммуникативные стратегии социализации.

Первое условие – это наличие «другого», обладающего сознанием.

Как мы помним, знак, как элемент сознания, возникает в случае попадания сигнала, рассчитанного на инстинктивное поведение в пространство возможной неоднозначной трактовки этого сигнала. Значение сигнала устанавливается в контексте присутствующего сознания.

Как пример возьмем бинарную оппозицию «да – нет». На инстинктивном уровне организации адаптивного поведения мы имеем только одну точку отчета – живущее тело. Соответственно, по отношению к одному моменту оценки действительности, любой фактор неизбежно будет оцениваться как положительный или отрицательный, подходящий или не подходящий. В данном случае телу сознание не нужно, тело обладает собственными инстинктивными способами поведения, адаптирующими его к сигналу.

Сознание, может быть впервые, проявляет себя как ни «да» ни «нет».

Прошли тысячелетия, пока это «зависание» превратилось в «не знаю», «надо подумать». Факт в том, что для того, чтобы появилось место сознанию, необходим разрыв в инстинктивной последовательности поведения.

В условиях культурной передачи сознания это процесс разрыва инстинктивной последовательности поведения происходит гораздо быстрее. Давайте рассмотрим пример обучения ребенка «туалету». В период  младенчества ребенку не предъявляют требований ухода за собой. В раннем детстве эти требования выдвигаются в определенной культурной форме: «Если ты захочешь в туалет, то, как минимум, скажи маме». В процесс естественно организмического напряжения – расслабления вмешивается фактор извне (в данном случае мама) и предлагает культурную форму отработки физиологической потребности.

Вот, как это происходит с точки зрения коммуникативной модели Б.Ф. Поршнева.

Манипуляция значимыми отношениями

Оценка я

S – CS – CCS

Ориентация на реальность      

1   -    2    -   3  -   4     -     5

S – суггестия, внушение, требование

СS – контр суггестия, сопротивление вмешательству

CCS – преодоление сопротивления вмешательству

(1) Пример - мама сталкивается с ситуацией, в которой она необходимо должна вмешаться в поведение ребенка. Выведенный весной на прогулку малыш увидел большую лужу, и побежал… Мама отправляет суггестию: «Стой, остановись». Малыш продолжает бежать дальше. Не понятно, то ли он ее не услышал, то ли он ее не послушался. Это разные варианты, но возможны оба, что существенно, потому как, если он ее не услышал, то надо начать все с начала и отправить еще одну суггестию (S`). Однако мама расценивает его поведение не как «не услышал», а как «услышал, конечно, но не послушался», то  есть расценивает поведение ребенка как сопротивление ее управлению, как контр – суггестию. Мама принимает ребенка как коммуникативного партнера. Что собственно и создает в ребенке эту позицию.

(2) Второй пункт. CS Следующим шагом она продолжает вмешательство, регуляцию, но уже учитывая сопротивление ребенка: «Я кому сказала? Ты меня еще и не слушаешься!» Отправляет контр – контр – суггестию  CCS третий пункт.

(3) Если говорить о коммуникативном пространстве в целом, то оно, как правило, уже состоит из (CCS) посланий. То есть послания, как правило, отправляется уже вместе с учетом нашего сопротивления.

(4) Особенный интерес вызывает четвертый пункт последовательности – вопрос «А почему я должен тебя слушаться?». Этот вопрос интересен тем, что он может возникнуть, а может и не возникнуть. Варианты не возникновения вопроса различны. Один вариант - беспрекословное подчинение, другой – не рассуждающий отказ. Ни в том, ни в другом случае вопроса!!!! не возникает. Как мы увидим ниже, в коммуникативных пространствах, в случаях, когда значение знака неизвестно, оно, как правило, устанавливается в коммуникации. В данном случае это мог бы быть вопрос малыша маме, заданный, возможно, в такой форме. «Мама, я не то что бы тебя слушаюсь, или не слушаюсь. Я еще не решил. Однако будь так добра, объяснить мне резоны твоего требования?» Конечно, такой вопрос малыш вряд ли будет задавать, но моя консультационная практика показывает, что такой вопрос не задают люди и в более старшем возрасте. Так что, чем раньше, тем лучше. Четвертая позиция – это место для возникновения такого вопроса.

Тем не менее, маме все равно приходится иметь дело с сопротивлением ребенка и она с большей или меньшей внятностью приводит одно из трех оснований своего права управлять поведением ребенка (это пятая позиция нашей последовательности):

1. «Ты должен меня слушаться, а не то я тебя любить не буду, папе все расскажу, книжку тебе не почитаю, мороженное не куплю». Здесь имеет место манипуляция в опоре на значимые для ребенка отношения с родителями, и манипуляция благами этих отношений.

Манипуляция «оценкой - я» ребенка, в случае интериоризации - самооценкой. (Ты хороший - ты плохой.)

Эти два способа управления поведением имеют следующие последствия. Прежде всего, окончательной инстанцией, отвечающей за определение реальности для ребенка, становятся родительские указания, и, соответственно, оценка ребенка и самочувствие ребенка с точки зрения этих указаний. В случае отсутствия, подавления, четвертой позиции единственным средством избежать управления является демонстрация неконтролируемого, неконтактного поведения. Ребенок «не слышит», «в истерике» и т.д. Выйти в контактную, коммуникативную зону, значит для него оказаться в контакте с требованиями родителей с которыми он, ребенок, не справляется. То есть не может не подчиниться, ни осмысленно протестовать. Формирование способа управления собственным поведением у ребенка  происходит на основании манипулятивной модели. Это интериоризированная родительская позиция. Другими словами, для того, чтобы определенным образом вести себя (в прямом значении этого слова) ему придется искать для себя правила и назначать кого-нибудь из близких носителем этих правил и точно так же, как с родителями, бороться с ним (ней) за свои права. Соблазнять себя или покупать себя, или пугать себя для того, чтобы сделать то, что не очень хочется и т.д. Конечно, это предельный случай. Как правило, в ведении себя взрослым человеком существует (поведении взрослого человека) больше либо меньше последствий такого способа управления его поведением в детстве.

Огромный корпус средств и соответствующие теоретические метафоры работы с подобными психическими нарушениями содержатся в системе гуманистической психологии и психотерапии К. Роджерса, К. Хорни, Ф. Перлза, … все они называли такое существование неподлинным и предлагали свои эффективные средства для разрешения проблем этого слоя.

3. Третий способ – ориентация на реальность. Существует английская пословица: «Молодому лорду не говорят «не кричи», ему говорят «сэр, обратите внимание на то, что Вы можете мешать окружающим».

То есть реальностью, к которой отсылают ребенка, оказываются не абстрактные правила, подкрепленные исключительно родительским авторитетом, вроде – «Кричать нельзя, вообще!» - (кричит мама). Нет, кричать не то чтобы можно, и не то чтобы нельзя, но «если тебе хочется, ты можешь сам посмотреть вокруг и, увидеть (САМ!) не помешаешь ли ты кому-нибудь». Эта система управления поведением обладает большим разрешающим характером. Она предусматривает случаи, когда кричать можно. Например, выйдя за двери гостиной в сад, можно, если хочется, покричать в компании, взяв с собой желающих. Если не хочется выходить из гостиной, а кричать все-таки хочется (в саду холодно, например), можно дождаться паузы и спеть с листа что ни будь из И.С. Баха. Однако в третьем стиле управления поведением ребенка мы встречаемся не с реализацией запретов и борьбой с ними, а скорее с процессом обучения средствам контакта с Социо - культурной действительностью и соответствующим способам самовыражения.

Важность этого положения подтверждается консультативной практикой показывающей, что достаточно большая в процентном соотношении часть психологических проблем формируется на основе специфической необученности клиента Социо - культурным формам поведения. Удовлетворяющим потребности разных уровней сложности в интересующем клиента контексте. Другая часть основывается на реальном травматическом опыте.

 Безусловно, такой способ управления поведением ребенка требует больше внимания, сил и соответствующей культурной подготовки родителей.

Так же в приведенном примере выстраивания регулирующих поведение коммуникативных  последовательностей установки сознательных  форм поведения видно принципиальное значение «другого» в этом процессе.

Базовые механизмы тактика и последовательность этапов контакта-совладания. Позиции и характеристики личностной активности.

Точки идентификации личного присутствия.

Тело. Объем субъективных переживаний.

Социальная идентичность. Роли, функции. Личность. Выбор.

 Динамика взаимодействия триады. Функциональность и проблемные стратегии. 

Формы свободы
Детская я могу быть собой потому что меня любят и принимают. Это конечно зависит от Родителей. Делом которых является двойная задача. С одной стороны управление поведением с другой поддержка защита и опора. Воспитание. Это так же формируется в разрыве. Мы тебя любим, но требуем от тебя. Так же с одной стороны мы бы хотели что бы дети были самостоятельны, с другой,- делали что требуют. 
Наличие двух разно направленных задач в поле воспитания, ведет к необходимости формирования навыка самоопределения, который в последствии становится основным ресурсом личности.

Обращая внимание на описание точек идентичности, соотнесения человека с самим собой, мы можем сказать прежде всего о том что каждая из них имеет большой ряд признаков, но все таки соотнесенных и общим направлением «угла»

В верху треугольника в широком значении этого слова ТЕЛО.

Это объем переживаний, желания, резонанс переживаемые в ощущениях. Субъективную представленность этих процессов мы назовем СУЩЬНОСТЬ, внешняя представленность ТЕЛО.

Движущая мотивация, Хочу, - не хочу. Ощущения

Зона контакта. Интимность. Близкие отношения

Форма совладания. Свободы. Подростковая. Имею право на себя потому что так хочу. Подростковая. Имею право на себя, самоопределение я могу располагать собой. Как правило это отрицательная форма свободы связанная с жесткой проявленностью позиции права на себя. Для того что бы быть так свободным надо просто кого то посылать.

Фома дисфункциональности. Не уверенность в себе. Депрессивные и агрессивные формы.

Левый нижний угол, Наше социальное взаимодействие. Мир Правил. Отношений, сфокусированных на правилах. Наша Социальная роль. Находится в отношениях. Движущая мотивация. Обязанность, долженствование.

С наружи, находится наша социальная роль и тот социум, в котором мы живем. Внутри это переживается как точка идентичности. Я знаю кто я такой и каково мое дело.

Движущая мотивация. ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ. Это стены, которые ограничивают нас и дают нам опору

Форма совладания. Я умею находится в отношениях с другими значимыми людьми и структурами. Преследуя как общие так и свои интересы. СОТРУДНИЧЕСТВО. Ранняя молодость я могу быть собой потому что у меня есть удовлетворительные отношения. Здесь так же мы сталкиваемся с необходимостью разрешать противоречия. Как быть с кем то, близко, при этом оставаясь самим собой.

Это так же относится к формальной стороне БРАКА

Дисфункциональная форма. Ощущение подавленности в иерархии. Бунт против структуры. ИЗБЕГАНИЕ формализированных отношений.

Зона контакта Социальные, трудовые, юридические отношения с Миром.

Правый нижний. Соотнесенность с собой как с тем кто РЕШАЕТ. Во вне это проецируется как ЛИЧНОСТЬ. Как устойчивая узнаваемая схема черт. Изнутри это переживается как САМОСТЬ

Движущая мотивация. КРЕАЦИЯ, воплощение себя. Человек может принять решение об ограничениях, но это будет ЕГО РЕШЕНИЕ.

Мотив Утверждение себя.

Действие Решение. Форма совладания. Я доверяю своей способности решать.

Дисфунциональные формы.

Все что связано с НЕДОВОЛЬСТВОМ СОБОЙ

В конечном счете мы движемся от слабого, но принятого ребенка. С успехом прошедшего обучение сознанию и доступного эффективному управлению, как со стороны Других, так и своей собственной.
Взрослая, я могу быть собой потому что я реализуюсь в Мире. Открыт миру, развернут на внешние задачи. С этой позицией как правило связана тревога реализации, вызов воплощения. Здесь человек отвечает на вопрос, каковы мои достижения. Возможности.

5. Динамика взаимодействия триады. Функциональность и проблемные стратегии. 

Вариантов больше чем приведено.

Нет правила, что на задачи третьей позиции надо выходить при заполненных двух первых. Однако, если человек не получил права на себя в первой фазе, то скорее всего любое внешнее действие, которое будет совершаться, будет связано с потребностью доказать право быть самим собой. То есть вступать в подростковый конфликт во всех отношениях, которые значимы, на пример парных или трудовых. В этом конфликте две возможные стратегии. Одна связана с неуместной агрессией. То есть человек настаивает на том что не имеет отношения к делу, вторая,- так же основана на не уместном, не определяемым делом, функцией, подавлением себя. Реализация обеих стратегий ведет к смутному или яркому недовольству собой. Которое опять же, как правило, является неразрешимым, так как подменяются зоны реальности. Подростковое право быть собой это совсем не право быть собой в близких отношениях, которое определяется индивидуальной ответственностью за совместность. Как агрессия так и " подчинение" здесь становятся безадресны, и не ведут к цели.

Реализационная динамика личности. Крест реальности. Рассматриваем процессы формирования взаимной значимой связи Человека и Мира. Процесс взаимодействия рассматривается как этический коммуникативный выбор.

Отчаяние

Взлом границ

Коммуникативная ось

Личностные качества

Желание убить

Контроль

Страх - надежда

Предусмотрительность

Желание быть убитым

Бесстыдство

Стыд - гордость

Любовь, Достоинство

Желание умереть

Окаянство. Неприкаянность

Вина - заслуга

Ответственность

Предельные данности личностного присутствия в мире. Смерть. Свобода. Другой. Ответственность. 

Личность рассматривается как актор и результирующая тех выборов, которые человек делает на материале конечных данностей своего существования.

Мужество быть. П. Тиллих

Пары.

В ситуации контакта с базовыми данностями существования мы имеем дело с одной стороны с фактическим наличием качества, с другой с личностным модусом этого качества. То есть. Не возможность быть свободным в выборе будет отзываться ощущением «отсутствия жизни». Так же  континуум «жизнь-смерть может быть фактом, а может быть так же знанием об этом факте, которое так же оказывает влияние на наше поведение.

Жизнь Смерть.

Физиология Живо существо есть нет
Смерть жизнь как идеи. 

Ответственность безответственность
Отвечаю, ухожу от ответа

Опасность безопасность

Свобода

Располагаю собой, не располагаю собой.
Отдать ее кому то, чему-то

Самоуважение
Низкая самооценки доверие к себе

Другой

Я , другой как представление
Одиночество и принадлежность

На дне прикосновение к правде жизни. Это точно Смерть. Наличие Другого. Давление будущего, необходимость реализоваться, внутренние конфликты.

 Экзистенциальная тематика. Установки относительно жизни. 

При выборе происходит своеобразное погружение в разрыв противоречий. Теперь и всегда. Чистое переживание энергии возможно в момент идеального равновесия и представленности обеих составляющих. Между ними отношения. Сколько мы терпели теперь потому что всегда? И на оборот конечно тоже. То есть похоже это поставленная защита от переживаний. Или сбитая, или не установленная настройка. То есть отсутствие инициации определенному жизненному опыту. 
То есть не возможность человека выдерживать определенное напряжение в жизненных обстоятельствах. 
Разбираемая установка так же со относится с напряжением между грандиозной самостью и реальностью.
Все указывает на то что мы дети противоречий и тех ответов, которых мы этим противоречиям, предоставляем.
Ответ в противоречиях всегда связан с мужеством. И по хорошему с Мудростью.
Я пользуюсь понятием Мужества сформулированным П. Тиллихом в своей работе"мужество быть"
Противоречия являются неотъемлемой характеристикой действительности, в которой мы находимся. 
От того как мы справляемся с напряжением разрешения противоречий зависит уровень нашей жизни. Бытия.
На пример. У всех нас есть старшие родственники. Они многого от нас ждут. И вот противоречие. Или мы делаем свои дела, живем свою жизнь, или мы соответствуем ожиданиям и обслуживаем жизнь наших близких людей. Если мы не справляемся с напряжением, то вынуждены занимать крайние позиции, подавляя противоположную часть. Или мы, окаянные, занимаемся собой, или обслуживаем других ожидая что они сделают нам то, что нам необходимо и злимся не получая этого. Занимая крайние положения мы не находим гармоничного состояния. А развитие возможно только из ощущения внутреннего равновесия. Гармонии.
Характер, способ справляться с напряжением противоречий и есть индивидуальный стиль.
Точность присутствия в моменте встречи с напряжением.
Жизнь, смерть.
Свободный – не свободный.
Ответственность, безответственность. Попускающий – контролирующий
Одинокий (ая) (изолированный – в совместности ( в мы)

Мы дети противоречий. Вернее дети разрешенных противоречий. Те противоречия, с которыми мы не справляемся, вечно служат нам барьерами, на пути. К чему? Наверное, к воплощенности, к возможности «попасть на свой (дао) путь», воплотиться как «я».
Основное противоречие, находится в промежутке вот я «хочу», и вот я «должен». Это, соответственно, природная и социальная часть нашей жизни. Если мы поступаем от своего «хочу» то ведем себя как звери (принося в жертву свои отношения), если мы ведем себя от своего «должен» (принося в жертву собственные потребности) то поступаем как социальные роботы. «Хочу» и «должен», это Сцилла и Харибда. И есть вопрос. Вот это я «хочу» вот это я «должен», а что буду делать «я»? Возможность практически отвечать на этот вопрос означает внутреннюю целостность и зрелость. То есть «обладание» собственным «я»
Фактически, однако, дело обстоит так, что мы не разрешив положительным образом предстоящие нам противоречия, занимаемся более или менее успешной компенсацией. Менее успешная компенсация означает, - «ну хоть что-то у меня все же есть», более успешная, - «ну я же знаю что все это не то…»
Соответственно, задача, нащупать «свою (дао) тропинку». Вернуться из компенсаций, снижений значимости, отказа от задач, к постановке своих, пусть маленьких, но своих, задач и сфокусировать себя для их выполнения. Создав в себе то, чему Вы можете доверять. И доверяя тому, что Вы создали.

Социально суть детская и подростковое агрессия это реакция на воспитательное давление. Положительным выходом является избегающее давления, то есть равноправная ситуация. Подростковая. Но культурная. Потом приходим к правилам.

Схема оценки жизненных экзистенциальных противоречий по Э. Ван Дорцен

 Эта схема показывает, каким образом люди могут найти смысл своего существования в четырех сферах жизненного опыта. В данном случае смыслом является нахождение операбельного поля для своего намерения. То есть, что в данной ситуации может быть действительно сделано мной. Трезвое принятие решения на поле своих желаний, возможностей, и намерений других лиц, участвующих в данной ситуации. Намерение может быть обнаружено во всех четырех измерениях человеческого опыта, но решающим является сопоставление намерения с его теневой стороной , которая создает основную угрозу при нахождении смысла. Собственно это и есть страхи, или то, что блокирует индивидуальную активность.

На каждом уровне основное намерение сопоставляется с некоторой конечной данностью. Первое, представляет собой идеальную ценность, за которую человек борется, понимая или не понимая этого. Вторая представляет собой логическую и неизбежную теневую сторону этого решения, возникающая как угроза достижению человеком своего идеала.

Реалистические цели представляют собой не временные компромиссы, как могло бы казаться с первого взгляда, а динамически взаимная смена противоположных установок в живом контакте с реальностью ситуации.

Измерение

Основное намерение (надежды)

Конечная данность (страхи)

Реалистическая цель. (То что я могу делать)

Физическое (тело)

Здоровье

болезнь

выживание

Сила

слабость

эффективность

Счастье

горе

благополучие

жизнь

смерть

безопасность

Социальное (эго)

Успех

провал

признание

Власть

бессилие

влияние

Принадлежность

изоляция

близость

приязнь

осуждение

уважение

Личностное (я)

Целостность

разрушение

индивидуальность

Свобода

Лишенность воли, не располагание собой (в тексте «ликвидация»)

автономия

Аутентичность

неуместность

подлинность

уверенность

смятение

идентичность

Духовное (дух)

Истина

ложь

взаимопонимание

Совершенство

изъян

достоинство

Мудрость

абсурдность

смысл

Добро

зло

ответственность

Собственно страдание здесь необходимо для расширения горизонта.  Для того что бы, на пример, совершенство и изъян могли встретиться на поле реального поведения, для того, что бы возникло чувство собственного достоинства. Это расширение горизонта (переживание) может обеспечить так же и любовь. Но только это точно не любовь к удовольствиям…

<< Вернуться на предыдущую страницу


Top