Социальная реализация и иерархические структуры

Статья посвящена такому важному аспекту социализации, как участие человека в иерархиях. Мы описали наиболее актуальные на наш взгляд иерархии, механизмы взаимодействия в них, проблемные моменты. Также наше внимание коснулось причин ухода, отказа от участия в иерархиях и того, какие последствия такой уход может иметь для личности и общества. Пилотное исследование, которое, как мы надеемся, станет началом целого ряда подобных исследований, показало позитивную корреляцию между индивидуально психологическими установками человека и типом отношения к иерархии.

В центре нашего исследования находится человек, решающий задачу собственной жизни в иерархически организованной действительности. Основным вопросом является вопрос разумной организации личностной активности, направленной на эффективное участие в иерархиях. [5], [11] Проблемным является формирование активной и сознательной позиции человека.[1]. Это процесс, являющийся результатом кризиса отношений с иерархическими системами (далее ИС), в которых он принимает участие. [13]  Мы говорим о необходимом присутствии в личностном выборе как выбирающего, так и выбираемого, а также утверждаем, что именно в случае соблюдения этого условия можно говорить об эффективности и наполненности жизни человека. [20]

В нашей работе мы сосредоточились на задачах выделения актуальных иерархий с точки зрения ценностей, образующих поведение, а также на описании проблемной динамики кризиса, в котором формируется личная направленная активность.

Иерархические системы присутствуют во всех областях деятельности человека. Они проявляются как аспект «внутреннего устройства» психики человека, выступают основой формирования смысла. [11],[19],[6].  Индивидуальный смысл выражает собой систему выстроенных соподчиненных мотивов, которые являются стержнем личности [6],[20],[22],[42]. Личность живет в обществе, и общество предоставляет личности мотивационные поля, структурирующие ее активность [13], [6].

В выработке нашей концепции взаимодействия человека и ИС мы опирались на ряд современных исследований, посвященных человеку, обществу и иерархии. Среди них хочется отметить труды Д.А. Леонтьева и его школы [5],[6],[7], в которых разработана теоретическая и ценностная модель экзистенциальной ситуации современного человека, а также работы лаборатории «Становление и развитие Личности» М.П Папуша [9],[10], ценный опыт  школы Симона Кордонского [14],[15],[16] представляющий собой фундаментальный анализ социальных процессов, происходящих в постсоветском пространстве на основе системных социологических данных [14]. Также Кордонским сформулирована методика построения модели для анализа формирования ценностных ориентационных рядов лежащих в основе иерархий. [15]

Так же следует сказать о трудах факультета педагогики и психологии МПГУ им Ленина. Особо отметив социальную педагогику А. В. Мудрика, в которой формирующийся на протяжении всей своей жизни, человек выступает субъектом и объектом различных социальных отношений, учится сотрудничеству и ответственности, и реализует их сообразно задачам, предъявляемым его возрастом. [8]

Также среди теорий, рассматривающих разные уровни мотивации человека, хочется отметить «Теорию ожидания» В. Врума. Ее главной идеей является то, что наличие у человека активной потребности не является достаточным условием для его мотивации к эффективной работе или достижению цели. Человек должен ожидать, что выбранное им поведение приведет к удовлетворению его потребности. [13]

«Теория справедливости» основана на утверждении, что люди субъективно оценивают вознаграждение в отношении к затраченным усилиям, и ощущение, что кто-то другой отмечен больше и лучше, чаще всего начинает снижать интенсивность работы. Эта теория обращает внимание как раз на проблемы самости. Это самооценка и признание другими. Глубокая мотивационная структура. [18].

Дугласом Мак Грегором была предложена теория, согласно которой люди могут быть самоуправляемыми и творческими в работе при правильной мотивации [17]. Следовательно, верно структурированная активность человека способна многое изменить, что доказывает практика этого автора. Также этот подход отражает необходимость и плодотворность усилия, направленного к ответственности.

Адекватную модель разрешения многих напряжений в иерархических системах предлагает нам философско-этическая концепция Дж. Фаулза[11], согласно которой положение о том, что «все люди равны», невозможное в природном и социальном смысле, мы можем заменить на «все люди братья»,- уважительно и открыто принимающие свою меру ответственности в обществе.  

В течение жизни мы, как правило, являемся участниками сразу нескольких иерархических систем. Также каждая ИС имеет свои представления, о том, в чём заключается движение от худшего к лучшему. Человек в иерархии испытывает постоянное давление, требующее его личного ответа, выбора. Таким ответом может быть сотрудничество, конфронтация, избегание [11]. Крайним выражением позиции избегания является уход не только в пассивную, но и агрессивную отторгающую позицию. Это вызывает болезненное выпадение человека из жизни и весь спектр асоциального поведения. [3],[8 ], [9], [10]

В ходе исследования отношения человека к участию в ИС мы составили  список актуальных иерархий, включив в него характеристику основных проблемных моментов и механизмов взаимодействия. Это сферы жизни, которые пронизаны иерархически организованными отношениями. У каждой из этих зон есть своя специфика. Перечислим их: семья, образование, религия, производство, защита Отечества, имущество и финансы, государственная власть.

Все сферы жизни неизбежно актуальны, только в разные периоды жизни им соответствуют разные степени ответственности.[1],[2],[5] По отношению, например, к производственной иерархии, временем включения ответственной позиции может быть возраст от 17 до 25 лет (время окончания школы, училища, университета). Ребенок также находится в этих отношениях, только в пассивной, воспринимающей позиции. Его пассивное участие и участие его родителей в производственных отношениях является тем, что, вероятно, в дальнейшем  определит его отношение к ИС.

В качестве примера подробнее остановимся на сфере семьи, так как именно здесь происходит первое знакомство с ИС.  Это время от рождения до конца жизни, зона зарождения сознания и обучения способности управлять собой, заботиться о себе и других. Особенность этой иерархии - тотальная значимость её участников друг для друга. Моментами силы здесь являются любовь, забота, родительский авторитет, следование целому семьи. Нерешенные проблемы взросления [9],[23],[24] не дают приступить к адекватному выполнению задач взрослой жизни, человек «застревает» на предыдущих этапах развития. Зона семьи выступает ведущим смыслообразующим фактором на всех стадиях жизни, что является основой для активной личностной позиции. [8]

На начальных этапах жизни человека включаются и другие иерархии, связанные с обучением. Они выполняют задачу как обучения, так и формирования личности. Ресурс участия в этих ИС – положительная мотивация в отношении наставничества, умение учиться, реализовывать свои интересы в коллективе. [2],[8]

Проблемное место - неправомерное использование обучающим своего положения в иерархии, что также является примером, формирующим поведение обучаемого. Часто наблюдаем, что, усиленная подростковым кризисом, негативная реакция, при отсутствии возможности что-либо изменить, порождает высокую вероятность формирования пассивно-агрессивной позиции. В результате ученик может уйти от участия в иерархии, чтобы не чувствовать себя личностно непризнанным.[8]

Посмотрим, в чем суть подросткового кризиса с точки зрения развития личностной системы ответственности. Подросток выходит в самостоятельную жизнь, по крайней мере, он может её видеть и предполагать, что его ждёт. Мир взрослых может показаться подростку слишком сложным и жестоким. Кризис происходит и в системе управления поведением. Требования, которые предъявляют подростку, подразумевают более полную степень включения ответственности. [8]

Основным ресурсом, делающим возможным индивидуальную ответственность, является свобода.[6],[10] Свобода означает возможность полностью располагать собой. Подросток готов выбрать. Но он хочет выбрать сам. Свобода подростка заключается в возможности отрицать все формообразующие ценности. Он, как правило, защищается от мнения окружающих, на первый взгляд, кажется, что ему вообще все равно, что они думают или чувствуют. Однако, на деле это есть защита возможности принимать свои собственные решения.[8] Условием успешного прохождения кризиса в подростковом возрасте является сохранение принимающего контакта со стороны взрослых участников ИС.

Итак, мы видим, что в начале своего пути человек занимает в любой иерархии скорее пассивное положение. За него несут ответственность и ему предъявляют требования. Задачей ранних периодов развития является не столько предметное обучение, сколько процессы формирования самости [8],[1]. Понимание себя субъектом собственной жизни, базовое доверие к ней, умение справляться с трудностями и выбирать посильные задачи. С возрастом все большее значение приобретают иерархии, связанные с необходимостью личной ответственности. Это и производственные, и имущественные отношения, и религия, и исполнение воинского долга, и участие в управлении государством в более или менее активной форме. Необходимой составляющей частью жизненного спектра является не только правильно организованная ответственность, но и уместное пространство для безответственности. Ощущение свободы является основным личностным ресурсом. Игра, в которой происходит первичное обучение, свободна от жестких правил, условий, ограничений. Человек, самостоятельно поставивший себе цель, готов к большим усилиям для ее достижения. Но свободе для реализации неизбежно предшествует свобода от ограничений. Это основание для возможности самостоятельного выбора. Возможность чувствовать себя свободным, всё же сохраняя контакт с социумом, предоставляют человеку все проявления карнавальной и религиозно-экстатической культуры. Фигура Шута – неотъемлемая часть карнавальной культуры. Она многозначна, но, пожалуй, главное – это выход за границы привычного, обязательного, сложившегося навязываемого формальными ролями. Иногда это качество может спасти нам жизнь или поддержать народ в общественном транспорте. В Шуте могут объединяться все, кто понимает цену хорошей шутки, он вне сословен, и это ресурс общности. Психическое здоровье человека тесно связано со способностью с юмором воспринимать свою жизненную ситуацию. Зачастую, шутка - это последний форпост в ситуации, когда ещё чуть-чуть - и уже совсем не до шуток. Шутка - это возможность естественно выйти в мета-коммуникацию, подняться над ситуацией, она даёт необходимый момент отрешенности, что позволяет почти мгновенно обрести необходимый ресурс, возможно, даже увидеть выход из казавшегося безвыходным положения. При этом, изменение отношения происходит, как правило, неосознанно, естественно, игра предполагает минимум усилия и максимум удовольствия. Шутка как бы служит ресурсом сама для себя, если человек действует в этом потоке. Иными словами, мы можем с известной долей уверенности утверждать, что действительно серьёзный кризис, который крайне трудно преодолеть, возникает тогда, когда по какой-то причине оказывается недоступен ресурс игры, шутки.

Обращение к точке последних обоснований для личной активности («тварь я дрожащая или право имею?», «насколько я могу доверять своей способности справляться?») открывает системные иерархические конфликты, требующие индивидуального выбора.[10],[12] Личная ответственность включается путем переживания кризиса, позволяющего задаться вопросом о своем участии в актуальных иерархиях. Если этот кризис разрешается негативно, то человек, занимая пассивно-агрессивную позицию, утверждает себя через отказ от любых выгод, которые предоставляет участие в иерархии. Он выигрывает при этом порцию силы, своё право на себя, но – нелегитимно («вы мне не указ»). Это основное место заботы любого системного социума. [14],[16].

Извне это выглядит как неспособность человека соответствовать требованиям и, в предельном случае, – неспособность взять ответственность за отказ. Пребывание на этой грани взывает к индивидуальной ответственности человека за свою жизнь. [24],[25] Формирующим конфликт в данной ситуации является вопрос об уместном соотношении поддержки и требования.

Процесс усложняет ситуация, в которой пассивно-агрессивная реакция получает социальное признание со стороны значимой группы, где ценностью является отрицание.[8] Психоактивные вещества и алкоголь – прямой ресурс, позволяющий получать энергию для жизни, временно снимая напряжение личностной ответственности.

Успешный переход от пассивно-агрессивной позиции к личностно активной требует  осознания возможной меры физического риска, точной организации ресурсов, возможности к положительному принятию ответственности, наличия идеала развития. В случае успешного прохождения кризиса, нормы и правила, составляющие тело социальной и общественной организации, будут восприниматься как инструмент для воплощения собственных, самостоятельно выбранных  задач.[23]

В ходе пилотного исследования на выборке 50 человек с использованием тестов на личную активность и тревожность была выявлена положительная корреляция между индивидуально психологическими установками человека и типом отношения к иерархии. Данное направление исследований открывает нам перспективы решения широкого спектра проблем, связанных с социализацией.

Список литературы

Алексейчик А.Е. Психотерапия жизнью. Вильнюс:  Институт гуманистической и экзистенциальной психологии, 2008. - 416 с. Составитель Р. Кочунас.
Бабанский Ю.К., Победоносцев ГА.  Комплексный подход к воспитанию школьников. М., Педагогика, 1980.  (Высшее профессиональное образование. Педагогика.)
Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы.  Пер. А. А. Грузберга — Екатеринбург: ЛИТУР, 1999; Терминологическая правка В. Данченко — К.: PSYLIB, 2004. (Перевод книги «What Do You Say After You Say Hello»).
Выготский Л.С. Учение об эмоциях. - М., Прогресс, 1984. Т.6. С. 91-
Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. — 3-е изд., доп. — М.: Смысл, 2007. — 511 с.; 2- изд. — 2003; 1-е изд. — 1998.
Леонтьев Д. А. Психология смысла: Автореф. дис. … доктора наук; Психологические науки : 19.00.11 / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Фак. психологии. — М., 1999. — 40 с.
Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992. — 17 с
Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. - 4-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Ака­демия», 2003. - 200 с.
Папуш М. П. Что делать с Эриком Берном // Берн Э. Секс в человеческой любви / Пер. с англ. М. П. Папуша. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 329-380.
Папуш М.П. «Психотехника экзистенциального выбора». М., «Институт общегуманитарных исследований», 2001 г
Фаулз Д. Аристос: Философская эссеистика/Пер. с англ. Н. Роговской.– СПб.: «Симпозиум», 2003.– 284 с.
Ялом Ирвин  ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Перевод Т.С.Драбкиной. Irvin D. Yalom. Existential Psychotherapy. N.Y.: "Basic ...50Haley, J. Strategies of Psychotherapy, N. Y. 1963
Врум В. Теория ожиданий http://www.grandars.ru/college/psihologiya/teoriya-ozhidaniy.html

http://free.megacampus.ru/xbookM0012/index.html?go=part-044*page.htm

Кондорский  Симон Сословная структура постсоветской России https://www.hse.ru/data/601/786/1238/Сословная%20структура%20....pdf
Кондорский С. Веерные матрицы как инструмент построения онтологий. https://s3-eu-west-1.amazonaws.com/kordonsky.org/07.pdf
Симон Кордонский  Ольга Моляренко  Дмитрий Дехант   Мифологемы о социальной иерархии в России

http://magazines.russ.ru/oz/2012/1/m18.html

Мак Грегор Теория  мотивации http://www.grandars.ru/college/psihologiya/teoriya-makgregora.html
Мак Лелланд  Теория мотивации  https://4brain.ru/blog/теория-мотивации-макклелланда/
Папуш М.П. Щедровицкий http://papush.ru/index.php/texts-by-date/240-2011-02-27-20-28-46
Папуш М.П. Обратный билет для Хайдеггера http://papush.ru/index.php/additional/179-2009-03-11-14-35-23
Папуш М.П. Психотехника экзистенциального выбора http://psylib.org.ua/books/papus01/index.htm
Справедливости Теория  (Теория мотивации Портера-Лоулера) http://www.grandars.ru/college/psihologiya/teoriya-spravedlivosti.html
Холлис Джеймс Перевал в середине пути. Когито-Центр ,2011, 208 стр.
Холлис Джеймс Под тенью Сатурна. Когито-Центр, 2005 http://royallib.com/book/hollis_dgeyms/pod_tenyu_saturna.html
Чхартишвили Григорий Писатель и самоубийство. М., издание Захарова, 2006 http://royallib.com/book/chhartishvili_grigoriy/pisatel_i_samoubiystvo.html


Top