Социальная реализация и иерархические структуры

Д.С. Тимофеев, Е. А. Василькова (ред.)

В центре внимания нашего исследования находится человек, решающий задачу собственной жизни в иерархически организованной действительности. Основным вопросом является разумно организованная активность личности, направленная на результативное  участие в иерархиях. [5], [11] Задачей ситуации является активная и сознательная позиция человека. [1] Которая формируется в результате кризиса отношений человека и текущими иерархическими системами. [13] Мы говорим о задаче наличия в личностном выборе и того кто выбирает и то, что, или кого он выбирает.[20] В этих условиях мы приходим к эффективности жизни человека. В нашей работе мы сосредоточились на задачах прояснения и составления списка актуальных иерархий и описании проблемной динамики личного кризиса в котором формируется личная направленная активность.

Иерархии есть во всех областях жизни человека. Они проявляются как аспект «внутреннеего устройства» психики человека, выступают основой формирования смысла [11],[19],[6]. Индивидуальный смысл выражает собой систему выстроенных соподчиненных мотивов, которые являются стержнем личности [6],[20]. Личность живет в обществе и общество предоставляет личности мотивационные поля, структурирующие ее активность [13] [6]

Мы является участниками нескольких иерархических систем. Также внутри каждой иерархии существуют свои качественные представления, описывающие движение от худшего к лучшему. Человек в иерархии испытывает постоянное давление, требующее его личного ответа, выбора. [9] Таким ответом может быть сотрудничество, конфронтация, избегание. Крайним выражение позиции избегания является уход не только в пассивную, но и агрессивную отторгающую позицию. Это вызывает болезненное выпадение человека из жизни и весь спектр асоциального поведени.

В ходе исследования отношения человека к участию в иерархических отношениях мы составили описание актуальных иерархий, включив в него характеристику основных проблемных моментов и механизмов взаимодействия.

1. Детско-родительская иерархия. Это время от рождения до конца жизни,  где осью иерархии является род. Это зона зарождения сознания и обучения способности управлять собой. Особенность этой иерархии - тотальная значимость её участников друг для друга. Моментами силы здесь являются любовь, забота, родительский авторитет, следование целому семьи. Нерешенные проблемы взросления [3],[8], не дают приступить к адекватному выполнению задач взрослой жизни, человек «застревает» на предыдущих этапах развития.

2. Иерархия «Учитель-ученик» охватывает время от 6-7 лет до конца жизни. По оси этой иерархии идёт передача знаний в социуме, формируется активная познавательная позиция по отношению к жизни, умение учится, реализовывать свои интересы, быть в коллективе. Ресурс иерархии – положительная мотивация в отношении наставничества (хочется и учить и учиться). Проблемное место - неправомерное использование своего положения в иерархии. Например, плохая оценка может быть выражением негативного отношения учителя к ученику. В результате ученик может уйти от участия в иерархии, чтобы не чувствовать себя личностно непризнанным. [2][3]

3. Иерархия религии здесь нами рссмотрена на примере христианства, в котором религиозное сознание живёт в рамках религиозного времени - от Адама до Страшного Суда. В данной иерархии есть несколько осей. Это праведность перед высшим духовным началом, праведность перед людьми, а также формальная ось церковной иерархии, тело апостольской церкви на земле (апостол Пётр). Здесь важен авторитет священника, духовные скрепы, община - в контакте с целым. Это отеческая власть. Функция церкви в том, чтобы связь с высшим духовным существом воплощалась не только в подвижничестве аскетов, но и в устоях социальной жизни. Здесь двойная функция, переход к регулирующей, контролирующей роли и совпадение по целям с властью земной. Оформленная религия являет собой систему для организации жизни сколь угодно большого социума - с точки зрения этических, экстатических, космогонических принципов, что отсылает нас к теократическому государственному строю. Участие в иерархии раскрывает соответствующие объемы качественного движения с возможностью выбора, построения собственной судьбы. Конфронтация с церковной иерархией мотивируется «неправедной властью», ригидностью требований следования догме. Ответ – самостоятельные поиски истины.

Здесь мы видим, что все духовные поиски «вне системы» начинаются с некоего внутренего предствления о высшем, о совершенстве. Путями познания этого высшего начала для ищущего исторически являлись самые разнообразные системы и дисциплины. Ищущие в данном контексте – это наиболее значимые люди своей эпохи, философы, ученые, учителя, художники и музыканты, осознающие свои интресы и мир вокруг, а также место человека в мире. Будучи воплощением полного раскрытия возможности творить, они открывают наиболее полную и всестороннюю возможность осознания человеком себя в мире природных, социальных и межличностных отношений, организованных иерархически. Проблемным моментом является компенсатороный гипертрофированный образ сверхзначимого себя как ищущего и нашедшего (гордыня).

4. Производственная иерархия – имеет своей основой такие базовые понятия, как дело, ответственность, сотрудничество, функциональная производственная необходимость. Основой структуры являются сознательные и юридически зафиксированные способы организации взаимодействия между её участниками. Сила иерархии – в опоре на коллектив, сознание исполнения собственного долга, причастность широким социальным процессам. Конфронтация возникает на почве неуместного использовании власти, злоупотребления своим положением в иерархии. Тип движения внутри иерархии открытый – как правило любому участнику понятно, что нужно делать, чтобы продвинуться внутри иерархии, занять более высокое положение.

5. Армейская иерархия – это структура максимально жесткой субординации (Устав). Ось иерархии - исполнение Воинского Долга. Сила иерархии также заключается в опоре на коллектив, сознание исполнения собственного долга, причастность широким социальным процессам. Высокая социальная значимость признания. Конфронтация внутри ирархии возникает на почве злоупотребления своим высоким положением. Тип продвижения -открытый.

6. Иерархия владения – это контроль над материальными  ресурсами. Движущими силами являются безопасность жизни, желание двигать большими массивами ответственности. Это одна из основных социальных и личностных стратегий, связанных именно с индивидуальным успехом. Здесь есть и игра, и расчет, и азарт. Проблемный момент – злоупотребление могуществом, которое даёт владение. Тип движение внутри иерархии – закрытый (вопросы наследования капталов, конкурентная игра, вопросы владения). [13]

7. Собственно иерархия государственной власти. Ось иерархии –власть, полный или частичный контроль над другими людьми и материальными объектами. Проблемное место - баланс напряжения с другими (негосударственными) структурами власти. Человек в этой иерархии обслуживает и себя, но прежде всего он служит целому. Человек государства. Тип продвижения в иерархии – закрытый. [13]

Пассивно агрессивная позиция

В начале своего пути человек занимает в любой иерархии скорее пассивное положение. За него несут отвественность и ему предьявляют требования. И человек выполняет обязанности за то, что его принимают. Личная отвественность включается путем переживания кризиса, позволяющего задаться вопросом о своем участии в актуальных иерархиях. Если этот кризис разрешается негативно, то человек, занимая пассивно-агрессивную позицию, утверждает себя через отказ от любых выгод, которые предоставляет участие в иерархии. Он выигрывает при этом порцию силы, своё право на себя, но – нелегитимно («вы мне не указ»). Это основное место заботы любого системного социума. [15]. Человек не остановится, пока не разрушится или пока не получит помощь. Фактически, это разрушение системы предписаний, которые не наполняют, и в которых невозможно принять участия удовлетворяющим образом. Извне это выглядит как неспособность человека соответствовать требованиям и в предельном случае – неспособность взять ответственность за отказ. Пребывание на этой грани взывает к индивидуальной ответственности человека за свою жизнь. [22] [25][23]

Успешный переход от пассивно-агрессивной позиции к личностно активной требует  осознания возможной меры физического риска, точной организации ресурсов, возможности к положительному принятию ответственности, наличия идеала развития. В случае успешного прохождения кризиса, нормы и правила, составляющие тело социальной и общественной организации, будут восприниматься как инструмент для воплощения собственных, самостоятельно выбранных  задач.[16] [17] [12] [10]

В ходе пилотного исследованиея на выборке 50 человек с использованием тестов на личную активность и тревожность [26] была выявлена положительная корреляция между индивидуально психологическими установками человека и типом отношения к иерархии. Данное направление исследований открывает нам перспективы решения широкого спектра проблем, связанных с социализацией.

Список литературы

1. Алексейчик А.Е. Психотерапия жизнью. - Вильнюс:  Институт гуманистической и экзистенциальной психологии, 2008. - 416 с.
2. Бабанский Ю.К., Победоносцев Г.А. Комплексный подход к воспитанию школьников. - М.: Педагогика, 1980. – 80 с.
3. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы.  -  Екатеринбург: ЛИТУР, 1999. – 238с.
4. Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собрание сочинений в 6 томах. Т. 6. - М.: Педагогика, 1984. С. 91-318.
5. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности.- М.: Смысл, 2007. — 511 с.
6. Леонтьев Д. А. Психология смысла: Автореф. дис. … доктора психологических наук. – М.: Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 1999. - 40 с.
7. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. - М.: Смысл, 1992.  - 17 с.
8. Папуш М. П. Что делать с Эриком Берном // Берн Э. Секс в человеческой любви. -  М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - С. 329-380.
9. Папуш М.П. Психотехника экзистенциального выбора. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 544 c.
10. Фаулз Дж. Аристос: Философская эссеистика. – СПб.: Симпозиум, 2003. – 284 с.
11. Yalom I.D. Existential Psychotherapy. - N.Y.:  BasicBooks…, 1980. - 529 p.
12. Vroom V.H. Work and motivation. – N.Y.: Wiley, 1964.  – 331 p. (Врум В. Теория ожиданий)

13. Кордонский  С. Сословная структура постсоветской России. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2008. – 216 с.
14. Кордонский  С. Веерные матрицы как инструмент построения онтологий. –Вашингтон: Юго-Восток, 2011. – 66 с.

15. Отечественные записки. Журнал литературный, политический и учёный [Электронный ресурс]: Мифологемы о социальной иерархии в России / авт. статьи Дехант Д., Моляренко О., Кордонский  С. – Электрон. журнал, 2012. - № 1 (46). – Режим доступа:  http://www.strana-oz.ru/2012/1/mifologemy-o-socialnoy-ierarhii-v-rossii. - Загл. с экрана.

16. McGregor D. Human side of enterprise. – N. Y.: McGraw-Hill, 1960. – 246 p. (теория мотивации)
17. McClelland D.C. Human motivation. – Cambridge: Cambridge University Press, 1987. – 663 p. (МакЛелланд  Теория мотивации) 
18. Становление и развитие личности: Мастерская М.П. Папуша [Электронный ресурс]: Об экзистенциальном смысле работы Г.П. Щедровицкого: все тексты по порядку, человек и общество / Авт. текста М. Папуш. - Электрон. текстовые дан. – М., 2017. – Режим доступа: http://papush.ru/index.php/texts-by-date/240-2011-02-27-20-28-46.  - Загл. с экрана.
19. Становление и развитие личности: Мастерская М.П. Папуша [Электронный ресурс]: Основания экзистенциальной психотехники или Обратный билет для Хайдеггера: теория и методы – дополнительные материалы  / Авт. текста М. Папуш. - Электрон. текстовые дан. – М., 2017. – Режим доступа: http://papush.ru/index.php/additional/179-2009-03-11-14-35-23. - Загл. с экрана.
20. PSYLIB. Самопознание и саморазвитие. Психологическая библиотека Киевского Фонда cодействия развитию психической культуры [Электронный ресурс]: Психотехника экзистенциального выбора  / Авт. книги М. Папуш. - Электрон. текстовые дан. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/papus01/index.htm - Загл. с экрана.
21. Porter L.W., Lawler E.E. Managerial Attitudes and Performance. – Ill.: Homewood, R.D. Irwin, 1968. – 209 p. Справедливости Теория  (Теория мотивации Портера-Лоулера)
22. Холлис Дж. Перевал в середине пути. Как преодолеть кризис среднего возраста и найти новый смысл жизни. – М.: Когито-Центр, 2011. – 208 с.
23. Холлис Дж. Под тенью Сатурна. Мужские психологические травмы и их исцеление. – М.: Когито-Центр, 2012. – 192 с.
24. Чхартишвили  Г. Писатель и самоубийство. - М.: Захаров, 2017. – 672 с.
25. Методика диагностики мотивации к достижению успеха Т.Элерса / Розанова В.А. Психология управления – М., 1999.  - С. 105-106. (Эллерс Т. Диагностика мотивационной сферы)
26. Spielberger, C. D., Gorsuch, R. L., Lushene, R.E. Manual for the State-Trait Anxiety. - Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press Inventory, 1970. (Спилбергер Ч. Шкала тревоги)

 


Top